"Мы за культуру мира против экстремизма"
27.09.2018
МКОУ «Кафыркумухская сош им. М.А.Алхлаева» Буйнакского района РД.
«Мы за культуру мира против экстремизма»
/классный час в 8х классах/
Подготовила- Алхасова И.А.
психолог Кафыркумухской
сош Буйнакского района РД
«Мы за культуру мира против экстремизма»
Цель: формирование в молодежной среде принципов и духа толерантности взаимопонимания и уважения друг к другу.
Задачи: 1)раскрыть основные понятия толерантности, формы проявления нетерпимости;
2)формировать толерантное отношение к личности.
Мероприятие входит в систему воспитательной работы педагога, направлено на решение одной из задач воспитательной работы - развивать у учащихся толерантное сознание.
Предполагаемый результат: Формирование позитивного отношения друг к другу. Умение кооперироваться для достижения совместных целей. Проявление детьми творческой активности, самостоятельности в оформлении и добровольном участие в мероприятии.
Подготовительная работа: Рисунки детей «Образ мира»; памятки - «Толерантность»; медали – «Я толерантный»; «лучи» (2 конкурс); плакаты с высказываниями- «Ключевые слова», «Интолерантность» (3 и 4 конкурс); рабочий стенд – «Кафыркумух-наш светлый мир»; подготовка стихотворений на тему «Толерантность»; подготовка сценки «Перед вами две дороги, выбирайте…»; музыка «Гимн семье», м.ф. «Просто так», «Крошка енот» ,оформление кабинета
Мероприятие проводиться в форме конкурсной программы.
Оформление кабинета соответствует цели проведения мероприятия.
Ход мероприятия:
1 этап. Приветствие
2 ведущий: Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
1 ведущий:Здравствуйте, мы рады приветствовать всех вас! Сегодня мы проводим мероприятие на тему - «Мы за культуру мира против экстремизма». Цель нашего мероприятия - формирование в молодежной среде принципов и духа толерантности,взаимопонимания и уважения друг к другу.
2-й ведущий Мы хотим помочь молодежи выработать себе понимание следующих принципов:
3-й ведущий:Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь;
2-й ведущий:Мирное сосуществование народов способствуетсоциально-экономическому процветанию территории;
3-й ведущий: Экстремизм разрушителен для его участников и дляобщества в целом;
2-й ведущий:Конфликт - нормальный процесс, который надоуметь решать конструктивно.
1-й ведущий:Для нормального развития демократического общества оченьважны социальная ответственность и способность каждого человекаосмысленно применять общепризнанные нормы толерантности при принятии личных и общественных решений.
2-й ведущий:(Обращаясь к залу…)Определение к слову – конфликт, вопросов не вызывает, а кто может сказать, что означает слово – экстремизм?
(Дать возможность высказаться присутствующим в классе…)
3-й ведущий:Экстремизм – этоосуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической,политической, расовой, национальной или религиозной ненавистив отношении какой-либо социальной группы.
2этап. Формирование и представление команд, членов жюри
1-й ведущий:Участники делятся на 2 команды по цвету полученных джойстиков, назовем их 1-«Дружба», 2-«Друзья».
Представление: членов жюри (3 человека)
1 конкурс: «Точный ответ»
2-й ведущий:Как здорово, что мы с тобой друзья.
Друзья, а значит, не чужие.
А значит то, что мы, и ты, и я –
Хоть что-то значим друг для друга в этом мире.
1-й ведущий:Из каждой команды вызываются по два человека, которые хорошо знают друг друга, которые могут называться друзьями.
Участникам необходимо дать точный ответ на вопрос, касающийся его друга. Тот, в свою очередь пишет о себе. Ответы пишутся на листе бумаги, затем сверяются.
Предлагаетсяпримерный перечень вопросов:
1. Какой любимый цвет у твоего друга?
2. Какое любимое блюдо у твоего друга?
3. Под каким знаком Зодиака родился твой друг?
5. За какой парте в классе сидит твой друг?
6. Любимое занятие твоего друга.
3 этап. Основные понятия толерантности
2-й ведущий:Родина моя - Россия - дружная семья народов, людей разных культур! Что же нас объединяет?
3-й ведущий:Стремление к миру! Путь к миру - это толерантность!
2-й ведущий:Что же означает слово толерантность?
1-й ведущий: В переводе с латинского оно означает «терпение,понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, прощение, снисхождение, сострадание, готовность к примирению».
(Приглашает детей прочитать стихи о толерантности)
3-й ведущий: Да, хорошее понятие «толерантность»! Я уверена, что наши участники знают, что означает толерантность?
2-й ведущий:Сейчас мы это проверим.
2 конкурс «Толерантный человек»
Командам дается задание, на 5-ти бумажных полосках,кратко, с помощью прилагательных создать образ толерантного человека.«Толерантный человек - это…»
Звучит песня «Улыбка» из мультфильма «Крошка енот».
4 этап. «Культурное многообразие и дружба народов»
3-й ведущий: Правильно сказано, что «Именно мир и любовь друг к другу делает нас нацией», единым российским народом. Проблемегуманного отношения, терпимости, дружбе посвящено много высказываний известных людей. Некоторые изречения перед вами.
1-й ведущий:(Объявляет конкурс «Ключевое слово»)
3 конкурс «Ключевое слово»
Необходимо найти ключевое слово, пропущенное в каждом высказывании. (Если команда не справляется с заданием, отвечает другая команда)
· Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должныиметь_____к другим людям и уважать человечность вообще. (И. Кант).
· Секрет успеха в обществе прост, нужна известная сердечность,нужно_____к другим. (Р. Эмерсон).
· Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обязанность - также проявить _______ (И. Кант).
· Ни один ____ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими. (Г. Лессинг).
· Лучшее, что есть в жизни человека, - это его ______с другимилюдьми.
(А. Линкольн).
· Великий народ должен помогать малому, сохранять себя, свой ______, свою культуру. (Д.С. Лихачёв).
Пропущенные слова:
- Дружба
- Народ
- Уважение
- Человеколюбие
- Расположение
- Язык
Сценка «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ...»
(вне конкурса)
1-й ведущий:(Комментирует)Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Молодой человек: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.
Девушка: Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
Молодой человек: А нам-то что? Он сам виноват.
Девушка: Ему нужна помощь.
Молодой человек: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
Девушка: Я все равно подойду!
Молодой человек: Я тебя не пушу. Ты моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда. (Он попытался увести ее).
Девушка: Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь?
(Девушка отталкивает молодого человека и идет к мужчине.)
Девушка: Что с вами? Что с вашей ногой.
Мужчина: Я сломал ее... Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Девушка: Сейчас, сейчас. Потерпите. Нужно вызвать «скорую помощь».
Мужчина: Спасибо, леди, спасибо...
Молодой человек: (Подходит к девушке и мужчине. Занял позу – брезгливого человека).
Девушка: Послушай,(обратилась девушка к молодому человеку), у тебя нет «мобильника»?
Молодой человек: Промолчал в ответ.
Девушка: (Вопросительно посмотрела на парня. Она поднялась и приблизилась к парню). Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Молодой человек: Неужели ты из-за какого-то бомжа, можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Молодой человек: Уходит прочь.
Девушка: Я пойду к телефону автомату и вызову врача. Потерпите (уходит)
Мужчина: Девушка! – (окликнул ее мужчина) - Спасибо вам!
Девушка: (Девушка обернулась и улыбнулась).
Мужчина: Вы обязательно найдете себе счастье.
(Персонажи выходят на поклон)
Молодой человек: Читает стихотворение (что такое толерантность?)
1-й ведущий:Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.
Вопросы к залу.
· Скажите, кто из персонажей толерантный, кто интолерантный?
· Почему молодой человек отказался помочь?
· Как бы вы поступили в этом случае?
· Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, это и будет проявление доброты.
5 этап. «Проявление нетерпимости»
2-й ведущий:Решительно предстал в начале векапобедный образ - Гражданина, Человека.
3-й ведущий:Возвышенно-практически настроен,с открытым взглядом, важен и спокоен.
2-й ведущий:Он разумом добыл законы и свободу.Он знает всё: политику и моду.
3-й ведущий:Но не хватает человеку мудрости. Быть толерантным - вот где трудности.
2-й ведущий: Какие же могут быть трудности?
3-йведущий: Как же ты не понимаешь, что различные войны, насилие, несправедливость, которые существуют в мире, это и есть общая наша беда!
2-й ведущий:Война -одно из самых крайних проявлений нетерпимости, ведущее к невинным жертвам.
1-й ведущий:Ребята, а вы знаете, что означают такие понятия, как:расизм, запугивание, дискриминация, эксплуатация, высокомерие и другие?
(Ответы детей)
4 конкурс «Интолерантность»
Определить признаки интолерантности.
1.Отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве однихрас над другими. (Расизм)
2.Использование ошибок или личных качеств и условий жизни людей с целью поставить их в неловкое положение. (Насмешка)
3.Физическое и моральное подавление в различных формах с угрозой жизни, здоровью, статусу и благополучию человека. (Насилие)
4.Избегание конкретных людей или групп людей потому, что они обладают этническими, религиозными, половыми или иными особенностями.
(Дискриминация)
5. Презрение и надменность по отношению к другим.(Высокомерие)
6. Использование страха тех, кто меньше или слабее, или ниже по социальному статусу для принуждения их к не желаемым действиям. (Запугивание)
1-й ведущий: Перед вами «КартинаМира». Ее создали учащиеся нашей школы, которые в ее создание вложили частичку своего внутреннего мира, и, вот что получилось.А что оно вам напоминает? (ответы детей)- форму солнца. А чего у нашего солнца не хватает? (ответы детей) – лучей.Сейчас вы возьмете «лучики», на которых вы написали значение толерантности(2 конкурс) и закончите начатое полотно, после чего оно превратится в «Солнце Мира».
(Дети закрепляют лучики вокруг «картины мира»)
Звучит песня «Гимн семье».
6 этап. Завершение мероприятия
1-й ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурсов,давайте вместе обобщим все сказанное сегодня. Признаки толерантности и интолерантности у нас изображены в виде «Спутников Земли». Вам надо найти «толерантные спутники» и пустить их вокруг нашей «Земли». И так, толерантность – это… (Участники находят нужные спутники и закрепляют их на стенде)
(Звучит музыка).
Жюри: Выступает представитель жюри и оглашает итоги конкурсов и общий итог.
1-й ведущий: Спасибо всем, кто сегодня присутствовал на мероприятии, спасибо за ваше участие. Мы надеемся, что вы не зря провели это время с нами. И теперь вы станете еще добрее и внимательнее друг к другу!
2-й ведущий:Желаем Вам быть толерантными, а значит, милосердными, уважающими себя и других людей! Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
3-й ведущий:Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
1-й ведущий:Уважающий себя человек, не позволит оскорбить и унизить другого! Будьте терпимы друг к другу! Учитесь слушать и слышать друг друга!Принимайте людей такими, какие они есть!
- Команду - победителя награждают призами.
- Благодарят и награждают призами ребят-ведущих.
- Благодарят всех участников.
- Раздают всем присутствующим памятки.
Используемая литература:
- Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
- Северина О. А. , Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. - 240 с. - (Классное руководство).