Анализ методической работы за 1 полугодие 2017 – 2018 учебного года
27.09.2018
Анализ методической работы
за 1 полугодие 2017 – 2018 уч года
Современная школа в условиях модернизации образования нуждается в «новом» типе учителя,творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, приемами психолого- педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить, что она формируется личностью самого педагога. Поэтому, роль методической работы школы, заинтересованность руководства образовательного учреждения значительно возрастают в современных условиях в связи с необходимостью создания действенной и эффективной структуры методической службы в образовательном учреждении.
Цели и задачи методической работытесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью всего организма школы. Прежде всего, главное ее назначение – корректировка учебно-воспитательной работы для перспективного развития процесса обучения, его постоянного саморазвития и самосовершенствования. Поэтому, определить цели и задачи методической работы – значит, определить желаемую результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя.
Образовательная политика методической работы МКОУ Кафыркумухская СОШ строится исходя из: комплексной научно-методической темы школы:
«Повышение качества образования на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколения.» определена с учетом практической значимости для школы, сориентирована на повышение творческого потенциала учителя и учащихся, интенсификацию учебно-воспитательного процесса и мотивацию учения школьников.
Исходя из комплексной научно-методической темы школы, вытекают цели:
· формирование необходимой и достаточной информации по обновлению функционирования деятельности образовательного учреждения;
· утверждение профессионально-личностного, творческого потенциала учителя;
· совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях демократизации и гуманизации обучения и воспитания подрастающего поколения.
Для успешного решения обозначенной цели определены следующие задачи:
- изучение и творческое понимание всех нормативных программно - методических документов Министерства Образования РФ, регионов;
- активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
- изучение и внедрение в УВП прогрессивных педагогических технологий, техник, направленных на сохранение здоровья и формирование потребности к здоровому образу жизни, методик, форм, средств;
- создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы;
- диагностика и прогнозирование результатов УВП;
- стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива и активизации его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе;
- выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузки в работе педколлектива;
- развитие мировоззрения, профессионально- ценностных и личностно - нравственных качеств педагогических работников, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.
Исходя из целей и задач, определены приоритетные направления методической работы школы на новый 2017-2018 учебный год:
· повышение квалификации и педагогического мастерства педагогических работников, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового программного материала учащимися школы на всех ступенях обучения;
· работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами по повышению их профессионального мастерства;
· ФГОС в начальной школе;
· научно-исследовательская работа педагогов и учащихся;
· использование инновационных, здоровьесберегающих технологий;
· продолжение формирования корпоративной системы управления.
Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую, профессиональную учебу на местах. Следовательно, методическая работа - важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы.
Повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, учитель имеет возможность в ходе своей работы ежедневно на практике закреплять свои теоретические познания.
Успешная реализация поставленных целей и задач, выполнения функциональных обязанностей, помогает, используя адаптационные и развивающие возможности работы учителя, привести его к высотам педагогического мастерства.
Таким образом, цели, задачи и содержание методической работы в образовательном учреждении находятся в прямой зависимости от ее форм - разнообразных занятий (заседаний). Они определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Учителя школы должны быть способны поддерживать стабильное функционирование школы, умелое выполнение своих текущих обязанностей и обеспечить дальнейшее развитие - получение новых результатов и улучшение имеющих.
Важнейшим условием успешной работы каждого педагога является систематическое повышение своего профессионального уровня. Поэтому администрация школы своими задачами считает:
· оказание практической помощи учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства;
· изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта;
· овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания;
· изучение и анализ качества знаний. Умений и навыков учащихся;
· совершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса.
Основные формы работы по повышению квалификации педагогических работников следующие:
· школьные методические объединения;
Школьные методические объединения учителей – давно сложившаяся форма коллективной методической работы.
В работе МО оптимально сочетаются:
коллективные формы: индивидуальные формы работы:
работа над единой - консультирование
методической темой ОУ. - стажировка
- наставничество
- самообразование
- работа над личной творческой
темой.
Исходя из целей и задач школы на 2017 – 2018 учебный год и опираясь на проблему, над которой работает весь педагогический коллектив, при планировании работы каждое МО определило тему, цель и задачи:
МО учителей начальных классов( Амирбекова Б.М.) работает над методической темой: «Применение современных образовательных технологий в начальных классах».
МО английского языка ( Мусалаева С.А.) :
«Использование инновационных технологий в целях повышения качества преподавания английского языка»
МО учителей истории ( Мукаилова С.С.) :
« Развивающее обучение на уроках истории, как одно из условий эффективности образовательного процесса»
МО учителей русского языка и литературы ( Тобурова З.И.) :
«Повышение уровня речевой, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся через использование современных образовательных технологий»
МО учителей математики: (Эльдарушева А.П)
«Использование информационных технологий в преподавании математики»
МО учителей родного языка ( Табурова З.М.) :
«Родной язык и родная литература в новых условиях реформы школы»
МО классных руководителей ( Мурадбекова У.А.) :
«Современные технологии и методики в воспитательной системе классных руководителей в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»
Каждым руководителем МО спланирована работа по методической теме, намечены пути повышения педагогического мастерства через посещение уроков у коллег, изучение и обсуждение периодической педагогической литературы, участие в заседаниях МО, педагогических советах.
Основные задачи, решаемые МО:
· Помощь учителю в повышении теоретического уровня;
· Овладение новыми, более современными методами и приемами обучения и воспитания детей, опытом работы лучших учителей;
· Систематическое знакомство с достижениями науки, с педагогической и научно- популярной литературой.
1-4 классы (руководитель МО Амирбекова Б.М.)
· Организация работы МО, требования к составлению календарно-тематического планирования, изучение программ;
· Изучение нормативных документов;
· Утверждение плана работы на2017-2018 учебный год.
· Адаптация первоклассников;
· Обсуждение уроков в рамках взаимопосещения;
· Обмен опытом работы по теме самообразования «Адаптация как мера сохранения здоровья учеников( Адаева Д.А.), «Почему дети не любят читать, и как сформировать у них интерес к чтению»( Батырбекова Дария)
· Информация психолога школы «Результаты тестирования по адаптации»
· Подготовка к педагогическому совету;
· Обсуждение результатов проверочной работы по письму: положительные и отрицательные моменты в работе, пути ликвидации западающих тем (индивидуальная и дифференцированная работа с детьми, допустившими ошибки);
· Проведение родительского собрания, исходный контроль, его результаты.
· Работа с одаренными детьми: подготовка к внутри классной и школьной олимпиадам;
· Ведение классных журналов и дневников.
· Обсуждение результатов диагностики по теме: «Развитие устной и письменной речи учащихся», проверки техники чтения.
МО математики (руководитель Эльдарушева А.П.)
· Рабочие программы и утверждение календарно- тематического планирования учителей математики, информатики и физики.
· Планирование работы МО на 2017-2018 уч. год.
· Исходный контроль по математике в 6, 7, 8, 9, 11 классах.
· Функциональные обязанности учителей математики и информатики.
· Санитарно-гигиенический режим и техника безопасности труда в кабинете информатики, математики, физики.
· КОК в 5,6 классе.
· Адаптация учащихся 5 классов
· Административные контрольные работы по математике в 5-11 классах.
· Проверка тетрадей учащихся по математике в 5-11 классах.
· Работа с отстающими.
· Подготовка к педсовету
· Работа с одаренными детьми
· Индивидуальная работа с учащимися по ликвидации пробелов знаний
· Подготовка учащихся 11 класса к ЕГЭ
· Административные контрольные работы по предметам в 5-9 классах
· Неделя математики
· Оформление кабинета физики и информатики
МО русского языка и литературы ( руководительТобурова З.И.)
· Итоги работы МО в 2016-2017 уч. году.
· Рассмотрение и согласование календарно-тематического планирования.
· Планирование на 2017-2018 учебный год
· Подготовка к школьной олимпиаде
· Работа с одаренными и со слабоуспевающими детьми
· Подготовка к муниципальным олимпиадам
· Итоги промежуточного контроля
· Анализ работы за 1 полугодие
МО иностранных языков ( руководитель Батырбекова А.Г.)
· Анализ работы за 2016-2017уч.год
· Утверждение плана работы на 2017-2018 уч.год
· Информационные технологии в изучении иностранных языков
· Подготовка к олимпиадам
· Индив. работа с одаренными детьми и со слабоуспевающими
· Проведение школьной олимпиады по ин.языкам
· Составление календарно-тематического планирования на 2 полугодие
· Из опыта работы ( темы по смообразованию)
МО истории (руководитель Мукаилова С.С.)
· Планирование работы МО в рамках базисного компонента (составление календарно-тематического планирования на 1 полугодие)
· Подготовка к олимпиадам
· Работа с одаренными детьми
· Участие в научно- практических конференциях
· Организация научно-исследовательской работы учащихся
· Проведение промежуточного контроля по предметам
· Оформление кабинета истории
МО учителей родного языка (руководитель Табурова З.М.)
· Анализ работы за истекший год
· Утверждение плана работы на новый учебный год
· Утверждение календарно- тематического планирования
· Оказание методической помощи молодым специалистам
· Из опыта работы ( метод. тема по самообразованию)
· Оформление стенда «Родной язык – моя жизнь»
· Подготовка к школьным и районным олимпиадам
· подготовка и проведение семинара по родному языку
· подведение итогов семинара;
МО классных руководителей: (Мурадбекова У.А.)
· Итоги работы за прошлый год и планирование работы МО на новый год.
· Индивидуальные консультации по организации и проведению внеклассных мероприятий: 1. Цикл классных часов « Моя малая Родина»
2. «Твоя дорога в школу»
3. « День учителя»
4. « День матери»
5. Новогодние утренники
6. Здоровый образ жизни
· Семинар: «Воспитательная система класса»
· Обмен опытом работы классных руководителей.
План работы на 1 полугодие методическими объединениями в целом выполнен.
· самообразование учителей;
· школы передового опыта;
· семинары-практикумы для учителей и других педагогических работников, директоров, заместителей директоров школ на муниципальном уровне;
· различные конкурсы профессионального мастерства.
Повышение педагогического мастерства учителя осуществляется
через организационные формы:
· методические оперативки;
· активные формы и методы работы;
Педагогическая деятельность целенаправленна, поэтому предполагает постановку целей и планирование (принятие решений).
Цель- это стержень любого плана, это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы.
Исходя из темы, методические объединения определили цели:
МО начальных классов:
· работать над развитием системы школьного обучения;
· добиваться обеспечения высокого качественного образования;
· создавать условия для развития личности каждого учащегося, работать над сплочением коллектива;
· овладевать современными информационными технологиями для повышения эффективности и качества преподавания.
· непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей и результатов их труда;
· внедрение в педагогическую деятельность современных педагогических технологий
· продолжить работу по формированию у учащихся навыков самовоспитания, самоанализа, самоконтроля.
· непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей
.МО математики, информатики
· мотивация учения, формирование познавательного интереса к предмету у учащихся.
МО русского языка и литературы
· формирование у учащихся устойчивых познавательных интересов, воспитание культуры здоровья, уважение к правам и свободам человека, повышение квалификации и самообразования учителей, креативное развитие учащихся через олимпиады и конкурсы.
МО английского языка
· создание оптимальной иноязычной среды, включающей все аспекты обучения и воспитания необходимой для адаптации ученика в условиях современной глобализации и интеграции культур.
МО истории
· развитие системы школьного обучения, обеспечивающей высокое качество образования по предметам обществоведческого цикла
· создание условий для социализации и индивидуализации личности учащегося
· овладение информационными технологиями в образовательном пространстве для повышения эффективности и качества преподавания предметов обществоведческого цикла
МО родного языка
· непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенции в области культуры
Общая цель представлена в виде конкретных частных целей, выполнение которых приводит в свою очередь, к достижению общей цели. Учителя поняли, как важно уметь соотносить цели с конкретными условиями школы. Опора в работе на сознательное определение целей помогает разрабатывать четкие планы, принимать целенаправленные, обоснованные решения, и, в конечном счете, повышает эффективность деятельности методического объединения, учебного заведения.
В школьную практику вошла такая форма, как методические оперативки. Проводим их с определенным составом учителей по различным вопросам учебного процесса.
Методические оперативные совещания проводятся один раз в месяц с целью координации деятельности методических объединений образовательного учреждения
На оперативном совещании решаются с руководителями МО следующие вопросы:
· изучение и разъяснение основополагающих и правовых регламентирующих документов Министерства образования, которые регулируют требования к организации УВП, ведения школьной документации;
· организация и проведение методических недель и декад, методических выставок;
· организация работы МО в рамках подготовки к экзаменам;
· организация внеклассной работы учителей по предмету;
· обсуждение направления творческой научно-исследовательской деятельности и инновационной работы педагогов;
· проведение мониторинга профессиональных достижений;
· анализ представленных на конкурс и к изданию материалов.
Задача методических оперативок - поднять методический уровень педагогической работы, поддерживать в учительском коллективе интерес к новым разработкам в различных отраслях педагогической науки. Методические оперативки призваны знакомить учителей предметников, классных руководителей с передовым педагогическим опытом, с достижениями педагогики и психологии, что сокращает время пути от чисто теоретической разработки до внедрения ее в практику. Часто вопросы на методических оперативках рассматриваются в виде краткой ознакомительной информации, после чего идет глубокое самостоятельное изучение учителем интересующей его проблемы. Проведение оперативок планируется по плену и по мере необходимости.
В школе идет поиск новых активных форм и методовработы по повышению профессионального мастерства педагогов.
В практику работы вошли:
· творческие отчеты учителей;
· коллективный анализ проблемы (на заседаниях школьного методического объединения, отражается в справках);
· семинары-практикумы (заседания предметных МО и межпредметных заседаний МО в рамках преемственности);
· методические выставки учителей;
· научно-практические конференции.
Деятельность по педагогической и методической поддержке
профессионального развития педагогов осуществлялась следующим образом:
каждый учитель определил методическую тему или продолжил работу над выявленной ранее проблемой в осуществлении качественного обучения, оптимального развития каждого ученика, сохранения и формирования потребности к здоровому образу жизни. По итогам работы в 1 полугодии руководителями МО было проведено 2 заседания . В школе организована работа по взаимопосещению уроков между учителями.
К сожалению, не все учителя посещают уроки своих коллег, не стремятся к повышению педагогического мастерства, к повышению педагогических компетентностей.
Педагогический совет – одна из главных форм педагогического самосовершенствования. В ноябре проведен тематический педагогический совет по теме: «Компетентный учитель, компетентный ученик», в котором приняли участие все педагоги школы.
Каждому руководителю МО, педагогу, проводившему урок в рамках темы педсовета, была оказана методическая помощь в подборе средств, форм, методов и подготовке выступления по теме педагогического совета. Каждое МО представило творческий продукт: конспект урока, фотографии, видеозаписи с наиболее яркими моментами урока по обозначенной проблеме, руководители МО совместно с педагогами подготовили содержательные выступления, которые озвучили : Абдурапова А.А., Алиева Д.Ю., Казимова В.Г., Алхасова И.А., Ибрагимова М.Д., Сапиева Р.Г., Мурадбекова У.А., Пашаев Ш.Д.
В сентябре было проверено календарно- тематическое планирование. В соответствии с учебным планом и программами предметных областей в планировании учителями указано:
количество часов по программе, по плану, написаны пояснительные записки, отражающие цели и задачи курса, основные направления, особенности изучения предмета, включены цели, ориентированные на развитие эмоционально нравственной сферы учащихся и задачи по реализации Программы развития « Наша новая школа».
По итогам проверки календарно – тематического планирования написана справка.
Кадровое и методическое обеспечение.
Активно проводится поиск новых подходов, в том числе экономических, стимулирующих профессиональное развитие кадров. Одним из таких способов является аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В первом полугодии 2017-2018 учебного года по плану никто не подавал заявления на аттестацию.
В школе работает - 64 педагога.
Имеют:
· высшую квалификационную категорию -1 человек.
· первую квалификационную категорию – 11 человек.
· вторую квалификационную категорию –52 человек.
Методическое обеспечение в полном объеме обеспечивает качественный учебный процесс,
УМК – соответствует требованиям учебного плана.
Можно сделать выводы, что количество педагогов 1 и 2 категорий не увеличивается, хотя уровень компетентности и методической подготовленности членов коллектива достаточен для обеспечения квалифицированного подхода в обучении учащихся.
Но по-прежнему нуждаются в контроле вопросы: Реализации адаптивного урока, внедрение в урок интенсивных методов и приемов работы, технологий развивающего и разноуровневого обучения, внедрение элективных курсов, повышение качества ЗУН на основе индивидуализации и дифференциации обучения.
Квалификация команды.
Анализ профессиональной компетентности учителей.
Педагоги нашей школы активно делятся накопленным опытом. Принимают участие в работе районных методических объединений по теме самообразования или методической теме, в работе районного центра « Одаренные дети»
Большая часть педагогов в совершенстве владеют содержанием учебных предметов. Современные методы, технологии преподавания используют в работе педагоги (Эльдарушева А.П., Казимова В.Г., Мусалаева С.А., Тагиров Г.Г., Омаев Г.Ш.)
В 1 полугодии были посещены уроки:.Казимовой В.Г.(англ.яз.).,Мукаиловой С.С.(история),Табуровой З.И. (русс.яз.), Мустафаева У.Н.(биология),Адильбиевой А.А. (технология),Кагирова Р.А..(физическая культура). Оказана методическая помощь молодым специалистам в планировании и проведении уроков Шамиловой З.А., Уллубиевой Д., Сапиеву Ш.Ш., Алибековой З.К., Акаевой Н.М.
Выросло профессиональное мастерство учителей: Табуровой З.И., Амирбековой Б.М., Атаевой З.Р. К сожалению, не все педагоги своевременно подходят на разбор урока. Поэтому, при повторном посещении уроков выявляются те же самые недочеты, от которых в первую очередь страдает учебный процесс.
Предложения:
1) учителям изучить требования к анализу современного урока;
2) использовать современные подходы в проведении уроков и их обсуждение в рамках работы МО;
3) руководителям МО распределить поручения внутри МО в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами учителей с целью ориентации на командную форму работы;
4) спланировать проведение методических недель с целью стимулирования педколлектива к повышению педагогического мастерства;
5) провести презентацию открытых уроков по методической теме или теме самообразования, педагогических идей.