Аналитическая справка Процесс адаптации к школьному обучению.

27.09.2018

Аналитическая справка

Процесс адаптации к школьному обучению.

В "МКОУ Кафыркумухская СОШ имени М.А.Алхлаева".

Цель :изучение социально-психологической адаптации учащихся 5 классов к предметному обучению.

Задачи исследования:

1.Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению школьников.

2.Диагностика уровня школьной тревожности.

Методы исследования:

1.Тестирование учащихся (методика диагностики мотивации учения Н.Г.Лусканова, тест школьной тревожности Филипса).

2.Наблюдение.

3.Посещение уроков.

4.Беседы с педагогами, уащимися.

Исполнитель : педагог-психолог Мустафаева С.П.

Исследуемые параметры:

Перечень исследуемых параметров, а также обобщенные показатели, полученные каждым классом, наглядно представлены в таблицах.

Процедура исследования: учащимся были предложены бланки тестов содержащие подробную инструкцию и ответные листы. Тестирование проходило самостоятельно. Во время диагностики ребята были сосредоточены, внимательны, четко выполняли инструкцию.

Сводная таблица результатов, диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся 5 «б» класса.

Мотивация учения (уровень проявления).

Эмоциональное отношение к учению.

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Позитивное

Диффузное

Негативное

2

11%

5

30%

4

21%

4

21%

3

17%

10

55%

6

34%

2

11%

Сводная таблица результатов диагностики уровня школьной тревожности учащихся 5 «б» класса.

Проявление школьной тревожности

Оптимальный уровень

Повышенная тревожность

Высокая тревожность

Групповой уровень

Переживание социального стресса

11 чел.(62%)

7чел.(38%)

0

Оптимальный

Фрустрация потребности

10 чел.(55%)

5 чел.(25%)

0

Оптимальный

Страх самовыражения

7 чел.(38%)

7 чел.(38%)

3 чел.(24%)

Повышенный

Страх ситуации проверки знаний

13 чел.(72%)

4 чел.(22%)

1 чел.(6%)

Оптимальный

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

7 чел.(38%)

9 чел.(50%)

2 чел.(12%)

Повышенный

Низкая физиологическая сопротивляемость

11 чел.(62%)

6 чел.(32%)

1 чел.(6%)

Оптимальный

Проблемы и страхи в отношениях с учителем

14 чел.(77%)

4 чел.(23%)

0

Оптимальный

Общая тревожность в школе

10 чел.(55%)

5 чел.(25%)

3 чел.(25%)

Оптимальный

Анализ данных результатов выявил в 5 «б» классе у 10 учеников позитивное отношение к школе, у 6 учеников диффузное отношение ,у 2 учеников негативное отношение. С двумя учениками у которых негативное отношение к школе нужно отдельно работать. Такие дети часто испытывают серьезные трудности в обучении, проблемы в отношении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.

Анализ данных по школьной тревожности выявил в 5 «б» классе повышенную школьную тревожность. У многих страх не соответсвовать ожиданиям окружающих. Чуть повышено переживание социального стресса.

Сводная таблица результатов диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся 5 «а» класса.

Мотивация учения (уровень проявления)

Эмоциональное отношение к учению.

ВысокийХочу такой сайт

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Позитивное

Диффузное

Негативное

0

3

16%

11

51%

5

24%

2

9%

14

67%

5

24%

2

9%

Сводная таблица результатов диагностики уровня школьной тревожности учащихся 5 «а» класса.

Проявление школьной тревожности

Оптимальный уровень

Повышенная тревожность

Высокая тревожность

Групповой уровень

Переживание социального стресса

20 чел.(95%)

1 чел.(5%)

0

Оптимальный

Фрустрация потребности

20 чел.(95%)

1 чел.(5%)

0

Оптимальный

Страх самовыражения

11чел.(53%)

7 чел.(32%)

3 чел.(15%)

Оптимальный

Страх ситуации проверки знаний

3 чел.(15%)

11 чел.(53%)

7 чел.(32%)

Повышенный

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

10 чел.(45%)

10 чел.(45%)

1 чел.(5%)

Повышенный

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

6 чел.(28%)

7 чел.(33%)

8 чел.(39%)

Повышенный

Проблемы и страхи в отношениях с учителем.

17 чел.(80%)

4 чел.(20%)

0

Оптимальный

Общая тревожность в школе

9 чел.(41%)

4 чел.(20%)

8 чел.(39%)

Повышенный

Анализ данных результатов выявил в 5 «а» классе у 14 учеников позитивное отношение к школе, у 5 учеников диффузное отношение ,у 2 учеников негативное отношение. Анализ данных по школьной тревожности в 5 «а» классе выявил повышенную школьную тревожность . У многих страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Тестирование школьной тревожности Филипса выявил повышенную тревожность. Необходимо выбрать план действий для востановления нормального эмоционального фона ребенка и поддержания позитивного самоотношения.в этом случае прежде всего рекомендуется углубленная психодиагностика тревожных симптомов тревожности школьника и работа с психологом. Помимо методики Филипса ,для выявления состояния школьной тревожности активно используются следующие методы:

1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан.

2. Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилберга- Ханина.

3. Аффективный опросник Цукермана.

4. Опросник профиля настроения МайкНэйра,Лорра и Дроплмена.

5. Метод экспертных опросов педагогов и родителей школьников.

6. Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности.

Необходимо научить ребенка справляться с эмоциональными нагрузками, разумно их дозировать, рационально организовывать режим работы и отдыха. Важно четко определить правоцирующие тревожность причины и создать необходимые условия для повышения самооценки ученика,его уверенности в собственных силах и способностях. Следует обучить ребенка технике контроля над своим поведением в школе, направить усилия на формирование волевых качеств личности ,выработке ценностных ориентиров школьника на данном этапе своего развития . Основная работа с психологом заключается в выработке новых стратегий поведения в сложных для ребенка ситуациях поиске способов избавления от тревоги.

Рекомендации для родителей.

Безусловно ,ребенку всегда передается эмоциональное напряжение и волнение самых близких людей,родителей. Поэтому для психологического спакойствия в школе детям необходимо распологающая к этому обстановка в кругу семьи. Среди рекомендаций по снижению уровня тревожности ребенка,на которые стоит обратить внимание родителей,можно выделить следующие:

Чаще хвалите ребенка , не оставляйте без внимания его школьные успехи и достижения;

Никогда не сравнивайте своего ребенка с его одноклассниками,чаще говорите ребенку о его уникальности;

Будьте всегда в курсе школьной жизни вашего ребенка,помогайте ему подготовиться к важным событиям в школе;

Не ругайте детей за провинности в школе,всегда важно понять их точку зрения на происходящие с ними события;

Выработайте привычку обсуждать с ребенком в конце дня то ,что его расстроило или взволновало в школе,важно дать возможность ребенку «проговаривать» волнения и тревоги;

Моделируйте различные жизненные ситуации,при этом демонстрируя ребенку образец уверенного поведения;

Будьте всегда объективны и не завышайте планку требований к своему малышу;

Не настраивайте ребенка на достижение идеала во всем,зачастую «синдром отличника» присутствует у детей склонных к чрезмерным переживаниям;

Помогите ребенку выработать правильное отношение к неудачам и конструктивной критике в свой адрес;

Закрепите в сознание ребенка понимание того,что каждый человек имеет право на ошибку, что «на ошибках учатся»;

Не требуйте от ребенка моментальных результатов;

Помогите ребенку расставить приоритеты на данном этапе его жизни, находите параллели с вашей школьной жизнью;

Не унижайте достоинство ребенка, наказывая его,используйте наказание лишь в крайнем случае и обязательно по делу;

Не ставьте под сомнение авторитет учителей и других знакомых ребенку взрослых.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89298723159

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».