Аналитическая справка Процесс адаптации к школьному обучению.
27.09.2018
Аналитическая справка
Процесс адаптации к школьному обучению.
В "МКОУ Кафыркумухская СОШ имени М.А.Алхлаева".
Цель :изучение социально-психологической адаптации учащихся 5 классов к предметному обучению.
Задачи исследования:
1.Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению школьников.
2.Диагностика уровня школьной тревожности.
Методы исследования:
1.Тестирование учащихся (методика диагностики мотивации учения Н.Г.Лусканова, тест школьной тревожности Филипса).
2.Наблюдение.
3.Посещение уроков.
4.Беседы с педагогами, уащимися.
Исполнитель : педагог-психолог Мустафаева С.П.
Исследуемые параметры:
Перечень исследуемых параметров, а также обобщенные показатели, полученные каждым классом, наглядно представлены в таблицах.
Процедура исследования: учащимся были предложены бланки тестов содержащие подробную инструкцию и ответные листы. Тестирование проходило самостоятельно. Во время диагностики ребята были сосредоточены, внимательны, четко выполняли инструкцию.
Сводная таблица результатов, диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся 5 «б» класса.
Мотивация учения (уровень проявления). | Эмоциональное отношение к учению. | ||||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | Позитивное | Диффузное | Негативное |
2 11% | 5 30% | 4 21% | 4 21% | 3 17% | 10 55% | 6 34% | 2 11% |
Сводная таблица результатов диагностики уровня школьной тревожности учащихся 5 «б» класса.
Проявление школьной тревожности | Оптимальный уровень | Повышенная тревожность | Высокая тревожность | Групповой уровень |
Переживание социального стресса | 11 чел.(62%) | 7чел.(38%) | 0 | Оптимальный |
Фрустрация потребности | 10 чел.(55%) | 5 чел.(25%) | 0 | Оптимальный |
Страх самовыражения | 7 чел.(38%) | 7 чел.(38%) | 3 чел.(24%) | Повышенный |
Страх ситуации проверки знаний | 13 чел.(72%) | 4 чел.(22%) | 1 чел.(6%) | Оптимальный |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 7 чел.(38%) | 9 чел.(50%) | 2 чел.(12%) | Повышенный |
Низкая физиологическая сопротивляемость | 11 чел.(62%) | 6 чел.(32%) | 1 чел.(6%) | Оптимальный |
Проблемы и страхи в отношениях с учителем | 14 чел.(77%) | 4 чел.(23%) | 0 | Оптимальный |
Общая тревожность в школе | 10 чел.(55%) | 5 чел.(25%) | 3 чел.(25%) | Оптимальный
|
Анализ данных результатов выявил в 5 «б» классе у 10 учеников позитивное отношение к школе, у 6 учеников диффузное отношение ,у 2 учеников негативное отношение. С двумя учениками у которых негативное отношение к школе нужно отдельно работать. Такие дети часто испытывают серьезные трудности в обучении, проблемы в отношении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.
Анализ данных по школьной тревожности выявил в 5 «б» классе повышенную школьную тревожность. У многих страх не соответсвовать ожиданиям окружающих. Чуть повышено переживание социального стресса.
Сводная таблица результатов диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся 5 «а» класса.
Мотивация учения (уровень проявления) | Эмоциональное отношение к учению. | ||||||
Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | Позитивное | Диффузное | Негативное | |
0 | 3 16% | 11 51% | 5 24% | 2 9% | 14 67% | 5 24% | 2 9% |
Сводная таблица результатов диагностики уровня школьной тревожности учащихся 5 «а» класса.
Проявление школьной тревожности | Оптимальный уровень | Повышенная тревожность | Высокая тревожность | Групповой уровень |
Переживание социального стресса | 20 чел.(95%) | 1 чел.(5%) | 0 | Оптимальный |
Фрустрация потребности | 20 чел.(95%) | 1 чел.(5%) | 0 | Оптимальный |
Страх самовыражения | 11чел.(53%) | 7 чел.(32%) | 3 чел.(15%) | Оптимальный |
Страх ситуации проверки знаний | 3 чел.(15%) | 11 чел.(53%) | 7 чел.(32%) | Повышенный |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 10 чел.(45%) | 10 чел.(45%) | 1 чел.(5%) | Повышенный |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 6 чел.(28%) | 7 чел.(33%) | 8 чел.(39%) | Повышенный |
Проблемы и страхи в отношениях с учителем. | 17 чел.(80%) | 4 чел.(20%) | 0 | Оптимальный |
Общая тревожность в школе | 9 чел.(41%) | 4 чел.(20%) | 8 чел.(39%) | Повышенный |
Анализ данных результатов выявил в 5 «а» классе у 14 учеников позитивное отношение к школе, у 5 учеников диффузное отношение ,у 2 учеников негативное отношение. Анализ данных по школьной тревожности в 5 «а» классе выявил повышенную школьную тревожность . У многих страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Тестирование школьной тревожности Филипса выявил повышенную тревожность. Необходимо выбрать план действий для востановления нормального эмоционального фона ребенка и поддержания позитивного самоотношения.в этом случае прежде всего рекомендуется углубленная психодиагностика тревожных симптомов тревожности школьника и работа с психологом. Помимо методики Филипса ,для выявления состояния школьной тревожности активно используются следующие методы:
1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан.
2. Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилберга- Ханина.
3. Аффективный опросник Цукермана.
4. Опросник профиля настроения МайкНэйра,Лорра и Дроплмена.
5. Метод экспертных опросов педагогов и родителей школьников.
6. Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности.
Необходимо научить ребенка справляться с эмоциональными нагрузками, разумно их дозировать, рационально организовывать режим работы и отдыха. Важно четко определить правоцирующие тревожность причины и создать необходимые условия для повышения самооценки ученика,его уверенности в собственных силах и способностях. Следует обучить ребенка технике контроля над своим поведением в школе, направить усилия на формирование волевых качеств личности ,выработке ценностных ориентиров школьника на данном этапе своего развития . Основная работа с психологом заключается в выработке новых стратегий поведения в сложных для ребенка ситуациях поиске способов избавления от тревоги.
Рекомендации для родителей.
Безусловно ,ребенку всегда передается эмоциональное напряжение и волнение самых близких людей,родителей. Поэтому для психологического спакойствия в школе детям необходимо распологающая к этому обстановка в кругу семьи. Среди рекомендаций по снижению уровня тревожности ребенка,на которые стоит обратить внимание родителей,можно выделить следующие:
Чаще хвалите ребенка , не оставляйте без внимания его школьные успехи и достижения;
Никогда не сравнивайте своего ребенка с его одноклассниками,чаще говорите ребенку о его уникальности;
Будьте всегда в курсе школьной жизни вашего ребенка,помогайте ему подготовиться к важным событиям в школе;
Не ругайте детей за провинности в школе,всегда важно понять их точку зрения на происходящие с ними события;
Выработайте привычку обсуждать с ребенком в конце дня то ,что его расстроило или взволновало в школе,важно дать возможность ребенку «проговаривать» волнения и тревоги;
Моделируйте различные жизненные ситуации,при этом демонстрируя ребенку образец уверенного поведения;
Будьте всегда объективны и не завышайте планку требований к своему малышу;
Не настраивайте ребенка на достижение идеала во всем,зачастую «синдром отличника» присутствует у детей склонных к чрезмерным переживаниям;
Помогите ребенку выработать правильное отношение к неудачам и конструктивной критике в свой адрес;
Закрепите в сознание ребенка понимание того,что каждый человек имеет право на ошибку, что «на ошибках учатся»;
Не требуйте от ребенка моментальных результатов;
Помогите ребенку расставить приоритеты на данном этапе его жизни, находите параллели с вашей школьной жизнью;
Не унижайте достоинство ребенка, наказывая его,используйте наказание лишь в крайнем случае и обязательно по делу;
Не ставьте под сомнение авторитет учителей и других знакомых ребенку взрослых.