«Внеклассное чтение и развитие речи» на уроках английского языка.
27.09.2018
План реализации МКОУ « Кафыркумухской СОШ»
«Внеклассное чтение и развитие речи »
Сегодня английский язык приобретает все большее значение. На нем говорят, по крайней мере, 750 миллионов человек и почти для половины из них английский является родным языком. Но какой бы ни была общая цифра, в начале XXI столетия на английском говорят и пишут более чем когда-либо на другом языке. Он стал языком всей планеты, первым действительно мировым языком. Английский язык не только учебный предмет, он является средством воспитания в школьниках чувства понимания культуры других народов, говорящих на этом языке.
Чтение на иностранном языке выступает как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов. Впечатляющая сила художественных образов велика, они глубоко захватывают эмоциональную сферу воспринимающего, действуют на воображение, повышают энергию мышления.
И в этом нам могут помочь уроки домашнего чтения. Значимость уроков домашнего чтения в процессе обучения и изучения иностранного языка неуклонно возрастает. Само по себе чтение всегда являлось важным средством общения и познания. С помощью чтения человек приобщается к опыту, приобретенному человечеством в социальной, культурной, трудовой деятельности. Процесс чтения оказывает влияние на формирование личности. Помимо этого сам процесс чтения способствует развитию мышления. Как пишет в своих работах Рогова Г.В.:« Чтение шлифует интеллект и обостряет чувства».
Под домашним чтением мы понимаем обязательное для всех учащихся дополнительное по отношению к учебнику, постоянное и обильное чтение с целью извлечения содержательной информацию. Именно уроки домашнего чтения способствуют лучшему усвоению языкового и речевого материала, формируют самостоятельность мышления, развивают логику, интеллект, познавательные интересы. У учащихся формируется художественный вкус; они учатся анализировать и обобщать, аргументировать. При обучении чтению очень важен анализ процесса понимания иноязычного текста. Особенностью понимания текста является то, что наряду с непосредственным пониманием знакомого приходится задерживаться на незнакомом, трудном, осмысливать его, вызывать в сознании необходимые образы, представления, переживания. Необходимо также помнить об операциях и действиях, реализующих процесс понимания текста: узнавание, построение гипотез, переход от общих определений слова, даваемых словарем, к специальному значению, которое слово приобретает в данном контексте; группировка слов внутри предложения и использование полученных групп в качестве смысловых опор.
В основе уроков внеклассного чтения лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в художественном тексте, развитие критического мышления. Эти уроки ориентированы на самостоятельную деятельность учеников и всегда предполагают решение какой-либо проблемы с использованием грамматических и лексических знаний.
Использование книг для чтения позволяет не только превратить процесс изучения иностранного языка в увлекательное занятие, но и помогает учащимся познакомиться с современными реалиями страны изучаемого языка.
Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Поэтому уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны:
1.
учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным;
2.
есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям.
Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления. Следовательно, учителю нужно знать различные упражнения по работе с текстами.
Наряду с организацией домашнего чтения важное значение имеет содержательная сторона учебных материалов, предназначенных для чтения. Именно содержание таит в себе потенциальную возможность пробудить у учащихся положительную мотивацию, вызвать потребность в чтении на иностранном языке. Отсутствие мотивации чтения может объясняться тем, что учащиеся относятся к чтению как к учебной задаче, для большинства из них чтение на иностранном языке потеряло свой основной смысл: получение информации, расширение кругозора, повышение культурного уровня.
Другая причина состоит в том, что при чтении иноязычного текста учащиеся сталкиваются с трудностями: не знают значение многих слов, им часто приходится обращаться к словарю, что делает чтение утомительным и неинтересным. Кроме того, у отдельных учащихся недостаточно сформирован механизм чтения. Часто при чтении текста школьники стремятся понять значение каждого слова, не умея отделить главное слово от второстепенного, не имеющего смысловой нагрузки.
В решении этой проблемы есть два направления: формировать мотивацию чтения и научить детей преодолевать языковые трудности, мешающие пониманию текста.
В основе мотивации чтения лежит осознание учащимися его полезности инеобходимости, а также предвосхищение чувства удовлетворения, которое дает сам процесс чтения, - получение информации. Чем активнее ученик включается в чтение на иностранном языке, тем большая потребность в чтении у него возникает. Очень важной представляется задача отбора текстов. Художественные и нехудожественные тексты, как известно, различаются между собой и внутриязыковыми признаками, а именно особенностью отбора и употребления языковых средств. Нехудожественные тексты представляют систему языка ограниченно, в них преобладает отвлечённая и терминированная лексика, слова, тяготеющие к однозначности. Лексика художественных текстов, в отличие от нехудожественных, тесно соприкасается с общеупотребительным словарем разговорного языка. Выбор художественного текста в качестве основного предмета домашнего чтения не случаен, так как художественная литература направлена в первую очередь на познание человека, что соответствует познавательным устремлениям большей части подростков. Использование научно-популярной и другой нехудожественной литературы для углубленного домашнего чтения не представляется эффективным. Следующим аргументом в пользу художественных произведений как основного материала для домашнего чтения является своеобразие их композиционного построения, которое обладает с одной стороны силой эмоционального воздействия на читателя, с другой - способствует лучшему пониманию прочитанного. Одной из основных черт художественного произведения считается событийность. Читатель ждет разрешения конфликта. Волнение, связанное с интригой заставляет его сосредоточить внимание на мотивировке поступков героев. Все компоненты сюжета художественного произведения способствуют правильной направленности понимания дальнейшего изложения, стимулируют языковую догадку.
При организации уроков домашнего чтенияпреследуется следующаяцель: учащиеся должны уметь извлечь из текста требуемую информацию, преодолев возможные барьеры в процессе чтения, при достаточно высокой мотивации данного вида речевой деятельности, с возможным последующим переходом к продуктивным видам речевой деятельности: говорению и письму.Для достижения вышеизложенной цели на уроках домашнего чтения считаю необходимым решение следующих задач:
1. Развивать и совершенствовать технику чтения учащихся.
2. Научить правильному подходу к работе с текстом.
Очень важно, чтобы ученик четко представлял не только, что нужно сделать, но и как, в какой последовательности это делать.
Рекомендуется учащимся работать над текстом по следующему плану:
1) Прочитать заголовок текста и попытайтесь догадаться, о чём он.
2) Определить по возможности тип текста: художественный, научно-популярный, публицистический.
3) Изучить задания к тексту, которые помогут вам понять его содержание.
4) Перечитать текст, чтобы получить целостное представление о его содержании.
5) Приступайте к выполнению заданий к тексту.
З. Развивать лексико-грамматические навыки учащихся в процессе обучения чтению.
4. В процессе работы над чтением развивать другие коммуникативные навыки учащихся (говорение, письмо).
5. Развивать и поощрять интерес учащихся к чтению, стимулировать мотивацию чтения, добиваясь стойкой потребности в нем.
6. Развивать мышление, память улучшать все уровни речевых способностей ученика (слуховых, зрительных, моторных).
Упражнения на уроках внеклассного (домашнего) чтения.
Методисты и учителя предлагают много видов заданий для работы над текстами. Естественно, что виды работ зависят от того, какую цель мы ставим перед внеклассным (домашним) чтением. Если это чтение ради чтения, то задания будут ориентированы только на контроль содержания. Если мы хотим, чтобы у нас состоялась и беседа по прочитанному, по проблеме текста, то, кроме заданий, упомянутых выше, добавляются еще и другие, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение, переходя, постепенно от подготовленной к неподготовленной речи.
Нет согласия между методистами и в необходимости предтекстовых упражнений, направленных на работу с лексическими и грамматическими структурами, использованными в тексте. Одни авторы считают, что такие упражнения обязательны и они должны предшествовать обсуждению самого текста, поскольку тем самым у учащихся обогащается словарный запас и подготавливается база для дальнейшего говорения по проблеме. Другие авторы считают, что чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, а не средство для обучения устной речи, поэтому предварительная работа над словами здесь будет лишняя.
Кроме всего, вид упражнений зависит и от возраста учащихся, от уровня их подготовленности. Так, в начальной школе и тексты проще, и задания. Старшеклассники же уже готовы говорить по проблеме, не просто зачитывать и переводить отрывки. Им также можно предложить выполнить какое-нибудь творческое задание или написать сочинение.
Предтекстовые упражнения (работа над словами и грамматикой, использованные в тексте).
1. Найти, выписать и перевести предложения с определенными словами.
2. Найти пары: слово и его дефиница. Учащимся даны 2 колонки, их задача соединить пары стрелочками.
3. Выбрать антоним слова из предлагаемых. Например, dull is the opposite of deep, bright, little, wide, narrow.
4. Выбрать синоним слова из предлагаемой группы. Например, A common synonym of barely is only, hardly, difficult.
5. Объяснить слово или фразу, не переводя ее. Например, eat like a horse, to sleep like a log, to stand on one’s head or one’s heels.
6.Соединитьпарысловпосмыслу,например, match the words for jobs with the words for places. Jobs: watchman, lawyer, vicar. Places: police station, court, church.
7.Работанадоднокореннымисловами.Например, give the corresponding noun form of these verbs: decide, reduce, arrive, discover, disappear, admit, believe.
8.Работаспредлогами.Например, fill in the gaps with necessary prepositions.
Pete sat up working ______ his lecture. There was only one hotel to stay ____ in Camford.
9. Выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и т.д.
10. Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.
11. Перефразировать предложения, заменив выделенное слово или выражение на синоним, использованный в тексте. Например, The dark clouds suggest an approaching storm.
12. Составить предложения с определенными словами, чтобы стало ясным их значение. Например, write sentences with these words: bedridden, persecute, expelled.
12. Перевести на английский слова и выражения, используя лексику текста. Например, give English equivalents of the following Russian word combinations.
13. Частичный перевод предложения, где учащимся остается перевести на английский только одно слово, данное в скобках. Например, (В течение трех дней) He never left his room.
Контроль понимания общего содержания.
Контрольная обратная связь осуществляется в процессе чтения и способствует более полному осмыслению информации текста. Вот примерные задания:
1. Озаглавить главные смысловые части текста.
2. Найти (выписать) предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста.
3. Прочитать (выписать) те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя.
4. Найти (выписать) предложения, подтверждающие или отрицающие определенное мнение.
5. Перечислить последовательно всех действующих лиц.
6. Назвать по порядку все места действий, названные в тексте.
7. Продолжить (окончить) рассказ одной или двумя фразами на английском языке.
8. Ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в тексте.
9. Угадать и описать ситуации, в которых автор употребляет ту или иную лексическую единицу, сочетания слов или целое предложение.
10. Согласиться или не согласиться с высказываниями в соответствии с содержанием. Например, agree or disagree with the statements, using the expressions: certainly, of course, sure, you are right, quite correct; I’m afraid that’s wrong, on the contrary, surely not, you are mistaken etc.
11. Учитель называет 2—3 предложения. Нужно выбрать утверждение, соответствующее содержанию, и повторить его. Например:
Ray had no relatives to correspond with. Ray had many relatives to correspond with.
12. Пересказать текст, сокращая его и выбирая главное. Возможен пересказ по плану или по ключевым словам.
13. Написать вопросы, ответы на которые послужат пересказом текста
13. Перевести отрывок на хороший русский.
Контроль понимания важных деталей текста и его оценка
Понимание текста — лишь часть задания, подготовка к следующему этапу — к беседе по прочитанному. В сущности этот второй подход к контролю чтения скорее является упражнением в устной речи, нежели в чтении. Обсуждение предполагает понимание содержания текста; понятое содержание служит базой для построения бесед, сообщений, моделирования ситуативно-обусловленных речевых актов, высказывания суждений, выражения отношений, эмоций и т. п. Упражнения для организации беседы по прочитанному должны представлять собой последовательную серию заданий, направленных на постепенный переход от подготовленной речи к речи неподготовленной. Эта система упражнений должна быть всячески ориентирована на выяснение взаимоотношений действующих лиц, на вскрытие и оценку мотивов их поступков. Здесь возможны такие задания:
1. Передать содержание отдельных эпизодов из текста. Сначала желательно брать отрывки без диалогов.
2. Рассказать, как действовал герой повествования в сложившейся ситуации.
3. Инсценировать поведение (поступок) тех или иных героев. Учитель предлагает учащимся сыграть роль героя. Но диалоги и высказывания учащихся построены не только на материале текста. Каждый ученик сам становится автором импровизированной сценки.
4. Охарактеризовать того или иного героя повествования: внешность и характер.
5. Охарактеризовать время, место и обстоятельства действия.
6.Объяснить намерения автора.
7. Ответить на вопросы с изложением в ответе собственной точки зрения по затронутому вопросу. Ответ на такой вопрос нельзя найти в тексте, здесь учащимся необходимо выразить свое мнение, понять замысел автора.
8. Прокомментировать, событие, эпизод или поступок, содержащиеся в тексте.
9. Организовать беседу-дискуссию в связи с оценкой событий или поступков героев текста.
10. Дать развернутую оценку поступкам героев, изложенным в тексте.
11. Выразить главную идею текста одним предложением.
12. Рассказать о своих впечатлениях о тексте, оценить его. Сказать, что понравилось, что нет и почему.
Творческие задания.
1. Попытаться представить поведение героев в изменившихся обстоятельствах, например, несколько лет спустя или спросить, чтобы стало с героями, если бы что-то не произошло.
2. Пересказать текст от лица различных персонажей. Здесь учащимся можно даже пофантазировать, ведь в тексте не может содержаться вся информация о поведении и местоположении того или иного героя.
3. Предложить картину-иллюстрацию к тексту, не рисуя ее, а просто описать, что там будет.
4. Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там.
5. Рассмотрев иллюстрацию к тексту, написать сочинение на тему «Что чувствует герой (героиня) в данный момент»
6. Написать рекламную брошюру какого-либо места из текста или заведения. 7. Написать краткую аннотацию к книге, которая могла бы послужить вступлением.
8. Написать письмо герою или героине книги, предупреждая его (ее) о том, что может случиться.
9. Дать совет герою (героине).
10. Написать сочинение о своем любимом персонаже.
11. Сравнить персонажей книги, которые там явно противопоставлены друг другу или с персонажем ранее прочитанной книги.
12. Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре.
13. Подобрать или отобрать пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.
Анализ текста.
Введение элементов аналитического чтения можно начинать с первых уроков по домашнему чтению еще в начальной школе. На этом этапе оно представляет собой организацию беседы учителя с группой по вопросам, направленным на элементарное толкование контекста:
1) Who is the story about?
2) What do we know about the main character?
3) Do you like him (her) or not? Why?
4) Which character do you like more? Why?
5) What pictures can you imagine while reading the story? What helps you to see them?
6) Do you like the story?Why? Etc.
Ответы на эти вопросы учащиеся включают и в свои пересказы.
Учащимся можнопредложитьсхемупересказа.
A Plan for Retelling
1. Information about the author and the book from which the passage is taken. E.g.:
1) I would like to tell you a story ... written by ... .Не/she was a well-known ... , The book is about ... who ... .
2) The story I would like to speak about is written by ... . We know that the author ... The book is devoted to ... .
3) We've read a very unusual (thrilling, exaggerated, exciting, etc.) story by ... . It touches upon (deals with) the problems of ... .
2. General characteristics of the text (its slant, type of narration, etc.).
3. Introduction of the main character (appearance, characteristic features, the way he/she is presented in the text) and opening events.
4. Description of events as they appear in the extract. Pay attention to:
1) the variety of expressive means, e. g.: a) the narration begins with ...; b) draw(s) the reader's attention to ...; c) ... making the reader believe...; d) serve(s) to stress ...; e) prepare(s) the ground for ...; f) the emotional state of the character is revealed ...; g) the author's presentation of...; etc.;
2) the use of stylistic devices, e. g.; a) epithets; b) similes; c) metaphors; d) personifications; e) repetitions; their role in the narration (to create the atmosphere of ...; to convey the feelings and emotions of ...; to give an explanation ..,; to express the idea ...; to underline ...; etc.).
5. The main idea of the story.
6. Your attitude towards the things described.
Работа по развитию навыков анализа художественного произведения начинается с ряда занятий по стилистике, целями которых являются обучение распознаванию источников выразительности речи, приобретение умений описывать и точно определять целый ряд стилистических приемов, существующих в языке, устанавливать их сравнительные характеристики и функции, находить взаимозависимость между функциями и контекстом, а также описывать функциональные стили языка и определять их системообразующие черты.
На знание текста предлагаются следующие задания:
Расположи события в хронологическом порядке
Узнай героя по описанию, кто был положительный, а кто отрицательный, что случилось с каждым в конце
Каждый герой имеет свой секрет: какой и почему?
Кто и когда был удивлен, испуган, рассержен, расстроен?
Кто это сказал? В какой ситуации?
Выбери иллюстрацию, которая подходит/не подходит книге?
Начерти текстограмму эмоций героя
Дискуссионные:
Подбор эпиграфа
Причины и следствия событий
Личное отношение к поступкам героя
Личностные изменения героя
Советы героям
Подбор доказательств
Анализируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Уроки домашнего чтения должны быть представлены в едином цикле занятий.
2. Необходимо организовать обучение домашнему чтению не только в форме самостоятельной работы дома, но и предварить его заданиями развивающего и ориентированного характера(обязательно введение в ситуацию или ситуативно обусловленный цикл заданий).
3. Задания по домашнему чтению не должны включать только работу над самим текстом. Необходимо развивать лексико-грамматические и общеучебные навыки на всех ступенях обучения. Именно в гуманитарном профиле данные коммуникативные умения чрезвычайно востребованы.
4. Практика показала, что наиболее оптимально при обобщающем контроле применение метода проектов.
В заключении хочется отметить, что уроки домашнего чтения бесценны, т.к. учащиеся с их помощью могут отрабатывать и закреплять грамматический и лексический материал, изучаемый на уроках, а также имеют возможность соприкоснуться с современным живым языком и познакомиться с культурой страны изучаемого языка.
Таким образом, работа над литературными произведениями помогает нам не только осваивать программу, но и развивать детей, приобщать их к мировому культурному наследию. Помимо всестороннего развития учащихся, такие уроки приводят к возникновению желания поделиться с учителем, обсудить прочитанное, обменяться книгами - возникает межличностный контакт, способствующий успешности обучения.
Список используемой литературы:
1.
Е.Н. Соловова. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – Москва: Просвещение, 2006.
2.
О.Д.Кузьменко, Г.В.Рогова. Учебное чтение, его содержание и формы. Общая методика обученияиностранным языкам. Хрестоматия. – Москва: Просвещение, 1993.
3.
Н.А. Селиванов. Литературно-страноведческий подход к отбору текстов для домашнего чтения. – ИЯШ, №1, 1991.
4.
Е.В. Беспальчикова. Обучение анализу текста. – ИЯШ, №2, 2002.
5.
А.А.Миролюбов, И.В.Рахманов, В.С.Цетлин. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва: Просвещение, 1967.
6.
Обучение чтению и устной речи на иностранном языке. – Иркутск: Иркутский Государственный Педагогический Институт, 1980.
7.
Н.Д.Гальскова. Современная методика обучения иностранным языкам. - Москва: Арктика-Глосса, 2000.
8.
В.М.Фадеев. Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля. – ИЯШ, №6, 1979.
Подбирая задания, мы стараемся сделать урок нестандартным и интересным, ведь задуматься можно над любой книгой.
Работая над книгой можно подбирать пословицы, выражающие суть эпизодов, что позволяет знакомиться с народным творчеством.
Продолжением работы над текстами может быть просмотр фильма или спектакля.
Отчет о проделанной работе по реализации муниципальной программы «Внеклассное чтение и развитие речи»
на уроках английского языка.
«Чтение шлифует интеллект и обостряет чувства» (Г.В.Рогова)
Я считаю, что чтение, занимает очень важную роль в обучении английскому языку, поэтому речь сегодня пойдет именно о нем и упражнениях, применяемых в данной области. Чтение – это процесс расшифровки графического сообщения с целью понимания этого сообщения и определения смысла содержания этого сообщения. Чтение – это один из наиболее важных способов получения информации. Оно занимает значительное место в жизни современного образованного человека. Чтение – это также одна из форм письменного общения, что в свою очередь обеспечивает передачу жизненного опыта человечества, накопленного в различных и разнообразных сферах и ситуациях жизни. Чтение способствует развитию познавательных функций психики, а так как в процессе овладения иностранным языком тренируются различные приемы запоминания, формируется филологическое мышление, расширяются знания об окружающей действительности, именно чтение является основой для развития этих умений. Чтение - это цель и, одновременно средство обучения иностранному языку, а целью обучения чтению, в сою очередь, является овладение учащимися умением читать на иностранном языке, которая является одной из практических целей изучения иностранного языка, как дисциплины в целом.
На уроках английского яыка проводились разные виды чтения:
1) Ознакомительное (это вид чтения, при котором объектом внимания читателя становится весь текст, и его задача – извлечение главной, основной информации)
2) Изучающее (это вид чтения, требующий полного, глубокого понимания текста, его осмысление и анализ)
3) Поисковое ( это вид чтения, задачей которого является поиск определенной информации в тексте, причем осмысления текста и логики его построения не требуется)
4) Просмотровое (это беглое выборочное чтение, целью которого является получить общее представление о тексте или о ряде вопросов, которые он затрагивает)
5) Ценностно – ориентационное (это вид чтения, направленный на использование результата чтения в других видах речевой деятельности)
6) Познавательное (это вид чтения, направленный на получение информации с текста)
7) Регулятивный (это вид чтения с последующими предметными действиями, соотносящимися или не соотносящимися с текстом)
В 5-6 классах обучение чтению представляло собой обучение речевой деятельности, так как оно не только создает правильную ориентацию обучающихся, но и способствует более быстрому формированию необходимых речевых умений на иностранном языке. Учителя Алиева У.А.. Алиева Д.Ю., Мусалаева С.А., используют чтение преимущественно в этой функции: с помощью текстов они знакомят с новым языковым материалом, используют тексты для подготовки пересказов, выражения мнений, ответов на вопросы и многих других заданий.
Универсальность работы с текстом заключается в том, что текст представляет собой опору для развития коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.
Большинство современных школьников не считают чтение полезным и увлекательным занятием. Снижение интереса к чтению, замена печатного формата информации на компьютерную негативно отражаются на уровне образованности и качестве образования.
Наблюдения и опыт учителей показывают, что учащиеся часто оказываются беспомощными перед текстом, даже не приступив к работе над ним.
Чтение выступает как цель обучения, предусматривающая формирование и развитие всех видов чтения и основных УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных, и в свете требований действующей нормативной образовательной базы, ФГОС, соответствует формированию личностных УУД и достижению личностных результатов обучения.
Процесс формирования познавательных УУД заключается в том, что работа с текстом формирует читательскую культуру и информационную компетенцию, развивает исследовательские умения, умения обобщать, выделять главное, реферировать и структурировать информацию.
Успешная реализация коммуникативных УУД связана с выполнением интегрированных коммуникативных (направленных на развитие навыков говорения, письма, аудирования) заданий.
Процесс формирования регулятивных УУД связан с определением смысла чтения для себя, рационального планирования и оценки, а также с повышением интереса и мотивации, проявлением волевого усилия, осознанием качества.
Таким образом, чтение становится опорой для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Стратегия развития навыков чтения и формирование всего спектра УУД предполагают сбалансированную отработку всех видов чтения и алгоритма выполнения дотекстовых, собственно текстовых и послетекстовых заданий.
Правильно организованное обучение чтению выполняет следующие функции:
1. Самостоятельность.
2. Развитие навыков письма, говорения и аудирования.
3. Воспитательные цели (нравственность, мировоззрение, ценности).
4. Познавательная функция.
5. Привитие любви к чтению.
При работе с текстами на уроке преподавателю требуется учитывать виды чтения, их особенности, цели и задачи, поставленные к работе с данным текстом.
Я использую виды чтения на своих уроках в зависимости от поставленной цели и задач урока, от места урока в теме, а также учитываю возраст и уровень подготовки детей.
При работе с текстом используются следующие варианты заданий:
1) Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.
2) Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль, главную идею этой части.
3) Прочтите текст и перечислите вопросы, факты, освещаемые в нём.
4) Прочтите текст и передайте его основную идею, основную мысль несколькими предложениями.
5) Прочтите текст, будьте готовы ответить на вопросы по основному содержанию текста.
6) Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) факты текста.
7) Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.
8) Составьте вопросы к тексту, поработайте в парах «вопрос - ответ».
9) Подготовьте план пересказа текста, к каждому пункту плана подберите несколько слов, словосочетаний, предложений.
10) Поясните главную мысль текста своими словами.
11) Выразите личное мнение о тексте.
12) Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.
13) Назовите основные проблемы, затронутые в тексте.
Кроме того, к прочитанному тексту могут быть составлены дополнительные задания на понимание и запоминание текста:
1. Расположите слова в предложениях в правильном порядке.
2. Ответьте «правда», «неправда», «неизвестно».
3. Вставьте в предложения пропущенные слова.
4. Составьте предложения из предложенных слов.
5. Поставьте фразы диалога в правильном порядке.
6. Переставьте буквы так, чтобы получились слова, вставьте их по смыслу в предложения.
7. Поставьте глаголы в предложениях в правильную форму.
8. Найдите синонимы, антонимы к предложенным словам в тексте.
9. Найдите эквиваленты к выделенным словам.
Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является самым необходимым для большинства людей. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей.
Опыт показывает, что представленные формы работы с текстом, используемые с учетом возрастных особенностей и уровня языковой подготовки обучающихся, способствуют овладению приемами чтения, повышают уровень общего речевого развития. Но самое главное, на мой взгляд, что определяет ценность такой стратегии работы с текстом, - это изменение отношения к сложному предмету как доступному и увлекательному!
В заключении хочется отметить, что уроки домашнего чтения бесценны, т.к. учащиеся с их помощью могут отрабатывать и закреплять грамматический и лексический материал, изучаемый на уроках, а также имеют возможность соприкоснуться с современным живым языком и познакомиться с культурой страны изучаемого языка.