Анализ работы методического объединения учителей иностранного языка
18.01.2019
Анализ работы методического объединения
учителей иностранного языка
в 2017-2018 учебном году
В 2017-2018
учебном году в составе методического объединения учителей иностранного языка работало
6 учителей:
- Алиева
Д.Ю. - методист
- Мусалаева
С.А. руководитель ШМО,
- Казимова
В.Г.
- Алиева
У.А.
- Насибуллаева
С.М.
- Бектемирова
Н.С.
Кадровый состав на конец учебного года:
№ п/п |
ФИО учителя |
Стаж |
категория |
Методическая тема, над которой
работал учитель |
1 |
Алиева Д.Ю. |
|
1/К |
Игровые
технологии на уроках английского языка |
2 |
Мусалаева С.А. |
36 |
1/К |
Ролевые, деловые
виды обучения |
3 |
Казимова В.Г. |
32 |
I |
Использование
групповых технологий |
4 |
Алиева У.А. |
26 |
II |
Развивающее
обучение на уроках английского языка |
5 |
Насибуллаева С.М. |
6 |
соответствие |
Использование
грамматических упражнений на уроках английского языка |
6 |
Бектемирова Н.С. |
|
II |
Нетрадиционные
формы и методы преподавания английского языка |
В этом учебном году коллектив ШМО
учителей иностранного языка работал над методической темой «Развитие профессиональной компетентности педагога, как
фактор повышения качества образования в
условиях ФГОС»
Каждый учитель работал над своей темой
самообразования, и в целом деятельность
коллектива педагогов ШМО была направлена на достижение результатов общей
методической темы. Также на заседаниях МО учителей иностранного языка постоянно
обсуждались вопросы, касающиеся языковых проблем, методики ведения уроков, планирования
деятельности и подведения итогов, распределения домашних заданий. подготовки
учащихся к сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Также проводились диагностические работы в 9 и 11 классах.
Посещая уроки коллег, учителя всегда обращали внимание на удачные моменты
организации уроков, неординарные способы введения, закрепления и активизации
лексики, игровые моменты для использования на своих уроках, знакомились с
различными стратегиями по подготовке к тестовому контролю.
Все учителя МО работают над повышением своего
педагогического мастерства, выступают с докладами на заседаниях ШМО, дают
открытые уроки. Каждым учителем ведется
Перспективный план профессионально-методического мастерства, в котором педагог
намечает себе для изучения вопросы по
методике, ФГОС, по подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ по языку.
Цель работы методического объединения учителей иностранного
языка в учебном году была следующая:
- оптимизация педагогической среды,
-
обеспечение прочной базисной общеобразовательной подготовки учащихся по
предмету на основе внедрения ИКТ,
- формирование положительной мотивации к
учебно-познавательной деятельности
учащихся,
- повышение компетенций профессионального
мастерства педагогов с учетом
требований современной школы,
- обучение учащихся практическому владению
иностранным языком как средством
межкультурного общения, формирование и
развитие коммуникативной
компетенции школьников.
Перед МО учителей иностранного языка стояли
следующие задачи:
1.
Изучать нормативно-информационную документацию и
методические письма по вопросам образования и преподавания иностранных языков,
изучать и внедрять стандарты нового поколения в начальной и основной школе.
2.
Разработать
тематическое и календарно-тематическое планирование уроков, проводить и
записывать уроки в журналы в соответствии с планированием.
3.
Осуществлять выбор учебников в соответствии с
потребностями учащихся и возможностями учебного фонда школы.
4.
Знакомить с состоянием преподавания учебного предмета
по итогам четвертей и года.
5.
Посещать уроки коллег с последующим анализом и
самоанализом достигнутых результатов. Изучать педагогический опыт коллег.
6.
Проводить открытые уроки для обмена опытом.
7.
Вырабатывать единые подходы к оценке результатов
освоения программы на основе образовательных стандартов по предмету.
8.
Продолжить внедрение современных педагогических
технологий в организацию учебной и внеклассной деятельности учащихся.
9.
Развивать у учителей умения ставить развивающие и
воспитательные задачи, оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль
обучения.
10. Осуществлять
систематическую подготовку учащихся к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ, принимать
участие в олимпиадах, Интернет - олимпиадах, конкурсах проектно-исследовательских
работ.
11. Проводить
регулярно в соответствии с планом заседания МО учителей иностранного языка.
Работа
проводилась в 2017-2018 учебном году по следующим направлениям:
·
организация учебного процесса по иностранным
языкам;
·
повышение профессионально-методического
мастерства учителей ИЯ для успешного выполнения образовательных задач;
·
проведение внеклассных мероприятий для повышения
мотивации учащихся;
расширение объема
учебно-методической литературы, оснащение кабинетов
необходимыми ЭОР.
Заседания ШМО прошли в этом учебном году со следующей
тематикой, с незначительными изменениями исполнителей и вопросов обсуждения в
силу объективных причин.
№ |
Вопросы |
Ответственные |
Август |
Заседание № 1 |
|
|
1. Обсуждение плана
работы. 2. Обсуждение
календарно-тематических планов и рабочих программ на 2017-2018 годы. 3. Письмо как цель
и средство обучения 4. Методика подготовки учащихся к
олимпиадам |
Мусалаева С.А. Алиева Д.Ю. Мусалаева С.А. Алиева Д.Ю. |
Ноябрь |
Заседание № 2 |
|
|
1. Обсуждение
итогов школьной олимпиады по английскому языку 2. Отбор и
подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по
английскому языку 3. Подготовка
материалов для проведения полугодовых контрольных работ по аудированию,
чтению, лексике и грамматике, устной речи и письму 4. Проверка
орфографического режима ведения тетрадей. 5. Творческие
приёмы обучения английскому языку в начальной школе 6. Формирование умений и навыков при
работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к
ЕГЭ |
Мусалаева С.А. Мусалаева С.А. Абдурапова А.А. Мусалаева С.А. Алиева Д.Ю. Насибулаева С.А. Казимова В.Г. |
Январь |
Заседание № 3 |
|
|
1. Итоги
муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2. Проведение
диагностических работ в 5-11-х классах 3. Подготовка к
неделе английского языка 4. Типичные ошибки
и проблемы, возникающие у учащихся при изучении английского языка 5. Игра как элемент
здоровье сберегающих технологий при обучении английскому языку |
Мусалаева С.А. Алиева Д.Ю. Казимова В.Г. Мусалаева С.А. Алиева У.А. |
Март |
Заседание № 4 |
|
|
1. Обсуждение
результатов диагностических работ в 9-х и 11-х классах 2. Подготовка
учащихся к творческому конкурсу «Лучший проект на
английском языке» 4. Подготовка
учащихся к сдаче ОГЭ (раздел «Устная речь»). 5. Подготовка
итоговых тестов с 5 по 11 классы |
Мусалаева С.А. Все учителя |
Май |
Заседание № 5 |
|
|
1.Анализ работы
ШМО за 2016/2017 уч. год 2.Итоги контрольных
работ |
Мусалаева С.А. Алиева Д.Ю. |
Организация учебного процесса
Работа ШМО учителей ИЯ за отчетный
период строилась в соответствии с планом работы на год и с учетом плана работы
школы в целом, все вопросы согласовывались с админи-страцией школы и решались
коллегиально на заседаниях метод объединения.
МО учителей иностранного языка проводило определенную работу по решению задачи
обучения учащихся практическому владению иностранным языком как средством межку-льтурного
общения.
Методическое объединение
учителей иностранного языка уделяло большое внимание обеспечению учебного
процесса. Учителя английского языка
работали по УМК Афанасьева, Мехеева “Rain bon” в 2-5 классах, во 2, 6-9
классах по УМК Мехеева “English”.
В 10-11 кл. по УМК Михеева “English”.
Учителями в
должный срок в течение года составлялись календарно-тематические планирование,
рабочие программы, соответствующие программе, в рамках которого планировались
самостоятельные и контрольные работы.
Используя эффективно методы и формы, способы обучения, применяя разные
ИКТ на своих уроках, мотивируя учащихся на сознательное изучение языка и
максимально реализуя учебные возможности каждого ребенка, все учителя добились 100-процентной
успеваемости. (В документации ШМО имеется аналитическая справка по итогам года).
Такие результаты, на мой взгляд,
свидетельствуют о том , что на первой ступени у детей есть огромный
интерес изучать язык (да ещё и английский, чего нельзя сказать о немецком языке),
на средней ступени у многих мотивация угасает и только на старшей ступени
учащиеся понимают важность изучения и владения ИЯ в современном мире, в будущей
их учебе в ВУЗах.
Все запланированные контрольные работы проводились
регулярно по разным ви-
дам деятельности. В конце года были проведены итоговые контрольные
работы, о чем у учителей имеются справки и которые сданы в учебную часть. Контроль знаний учащихся проводился по информативному чтению, аудированию,
говорению, письму, грамматике. На третьей ступени проверялась и устная речь в формате ЕГЭ. Учащиеся показали неплохое
качество знаний, умений и навыков, но анализируя результаты контрольных работ,
следует сделать вывод о том, что имеется отставание в таком виде деятельности
как аудирование (уровень В-2), задания по лексике и грамматике (уровень В-2)
также вызывают трудности. Из сказанного следует, что на каждом уроке и на
каждой ступени обучения следует проводить обучающее аудирование. Нужно, чтобы
учащиеся привыкали слышать не только речь учителя, но и носителя языка или речь
другого учителя. В марте были проведены административные контрольные работы в 7
классах, результаты которых просматриваются из следующей таблицы.
Английский язык |
|||||||||
7"а" |
Алиева У.А. Казимова В.Г. |
10 10 |
8 8 |
5-0 5-0 |
4-3 4-3 |
2-2 2-3 |
Усп-70% Усп-70% |
Кач-42% кач-30% |
Ср 3,0 Ср 3,9 |
7 "б" 7"б" |
Алиева У.А. Казимова В.Г. |
10 8 |
8 6 |
5-0 5-0 |
3-3 3-2 |
2-2 2-2 |
Усп-70% Усп-67%
|
Кач-42% кач-33% |
Ср 3,0 Ср 3,0 |
Из анализа контрольных работ следует,
что
- учащиеся (по всем трем ИЯ) путают или вообще опускают
вспомогательные глаголы при
образовании сложных временных
форм (в устной и письменной речи),
- допускают ошибки в употреблении глаголов to be, to have.
- неверное употребление глаголов
- порядок слов в повествовательном и вопросительном предложениях,
- употреблении степеней сравнения прилагательных и наречий.
Поэтому в
следующем учебном году каждому учителю необходимо обратить особое внимание на работу по
обучению, формированию и совершенствованию
навыков грамматики.
Применение ИКТ и медиасредств нового
поколения в учебном процессе
Все учителя
используют в своей работе ИКТ и медиасредства: показ презентаций, учебных видео
по аудированию, устной речи (диалог /монолог)
грамматике постоянно присутствуют на уроке. Учащиеся вторых классов под
руководством Насибуллаева С.М,, Бектемирова Н.С. использовали в работе ИКТ медиасредства, аудиокассеты,
аудиозаписи.
Каждый участник образовательного процесса понимает, что ценность ИКТ
в современном мире неоспорима и будущее
за ними.
Внеклассную работу по предмету можно
проследить по таким направлениям:
- научно-исследовательская
деятельность учащихся;
- проведение
предметной недели
- участие
в олимпиадах;
- участие
в международном конкурсе;
- индивидуальная работа с сильными и
слабоуспевающими учащимися;
Программа «Одаренный ребенок»
Реализация школьной программы «Одаренный ребенок» прослеживается через участие
- школьников в
олимпиадах (школьного, муниципального)
- в предметной
недели
В этом учебном
году учащиеся нашей школы не заняли в городских олимпиадах призовые места.
Анализируя результаты участия
школьников в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по иностранному языку,
необходимо отметить недостаточный уровень подготовки обучающихся в аудировании
и в написании творческой работы в 300 слов
(придумать рассказ, в котором есть начало и конец).
Следует обратить внимание на то, что подготовка к олимпиаде
должна вестись по этим «западающим» направлениям:
- понимание устного текста (аудирование);
- продуцирование письменной речи (составление рассказа);
Участие в интернет-конкурсах.
Учащиеся в этом учебном году 4-х
и 9-х кл. приняли участие в всероссийского мониторинга Check Point по английскому языку «Знаника»
Ученик 11 класса Ахычев Заур,
Гашимова А. 9 "а" кл. Джанаева А. 9 "б" кл. Алиева К. 9
"а" кл. приняли участие в тотальном диктанте и получили сертификаты участников.
По результатам ВПР проводимым Гос. Обр. надзором ученики 11
класса получили неплохие баллы. Участвуем ежегодно в конкурсе школьных сайтов «
Лучшая страничка английского языка».Участвовали в телепередачах с проектной
работой «Почему мы изучаем английский язык» и на телепередаче посвященной ко
«Дню английского языка»
Обобщение педагогического опыта
Повышение профессионально-методического мастерства учителей
иностранного языка для успешного выполнения образовательных задач.
Повышение педагогического мастерства
– постоянная забота администрации,
методической службы школы, учителей ШМО и оно связано непосредственно с опытом
учителя. Учитель жив, пока он учится! Учителя принимают участие в методических
семинарах и методических днях в школе под руководством методиста Алиева
Д.Ю. В этом году был проведен
методический семинар руководителем ассоциации учителей английского языка
Омаровой Р.И. по планированию и анализу урока в свете требований ФГОС нового
поколения, в котором все учителя приняли активное участие. Этот семинар прошел
в Атланаульской СОШ.
Предметная неделя – это одна из традиционных
форм внеурочной работы с учащимися в Кафыркумухской СОШ. Хорошим
доказательством сочетания принципов межпредметных связей и коллективной работы
стали интеллектуальные игры урок викторина "Своя игра" 7-10кл. «Путешествуем
по странам изучаемых языков» (5-10 класс) - учитель Казимова В.Г., Алиева У.А.,
Мусалаева С.А.
Открытый урок по
теме «Выходные дни» провела уч. Мусалаева С.А.во 6-а классе, в ходе которого и
учащиеся, и учитель показали свои умения учить и учиться. Проведение предметной
недели – это не только развлечение для учащихся,
но и одна из форм организации обучения, которая
призвана углублять, дополнять обучение,
тем самым повышая уровень образования
учащихся, способствуя их развитию, расширению кругозора. На всех мероприятиях
присутствовали представители заместителем директора Абдурапова А.А, и завуч воспитатель
Мурадбекова У.А.
"Мой
веселый английский" мероприятие проведенной Алиевой Д.Ю. был
приурочен к празднику "23-апреля-день английского языка".
Так же учителя показали постановки инсценировок
"Теремок" ответственный учитель Алиева Д.Ю. "Репка"
ответственный Насибуллаева С.М.
Предстоящий ЕГЭ
по иностранному языку требует от учителей особенного внимания к 7 классам. Они
впервые сдадут ОГЭ.
Экзамен по иностранному языку очень сложный. Учителя должны постоянно
отрабатывать на уроках все виды деятельности. Кроме того должны оказывать
дополнительную помощь при подготовке учащихся к аттестации в течение всего учебного года.
Оснащение кабинетов
необходимыми ТСО.
Следует отметить не очень хорошую
техническую оснащенность кабинетов. В кабинетах
ИЯ (№ 17.18)
В результате анализа деятельности МО были выявлены следующие
проблемы и затруднения в работе:
Выводы:
Трудности и недостатки в работе МО |
Причины |
Затруднения в
составлении тематического планирования и описания УУД |
|
Посещение уроков у коллег. «Открытые» уроки учителей ИЯ
посещаются не всеми коллегами. |
Идут свои уроки, необходимо находить возможности для
посещения |
Недостаточное количество охваченных
школьников научно-исследовательской работой. Очень мало детей
принимают участия в олимпиадах. |
Учителя не заинтересовывают учащихся, т.к. это трудоемкая
работа… |
Не все учителя имеют свои сайты, что является обязательным |
равнодушие |
Анализ контрольных работ позволил выявить уровень
сформированности языковой компетенции учащихся, пробелы в знаниях отдельных
учащихся, определить группу учащихся, владеющих учебным материалом на
программном уровне и ниже базового уровня. |
«Запущенность» отдельных учащихся по предмету,
недостаточное оказание помощи учителем слабоуспевающим учащимся |
Недостаточная активность учителей и учащихся во
внеклассной работе по предмету, работа идет только в ходе недели. |
Загруженность учителей |
Методическое объединение учителей
иностранных языков с поставленными задачами, в основном, справилось. Но тем не
менее остаются проблемы, над которыми
учителям предстоит работать в следующем учебном году:
- каждому учителю привлекать большее количество учащихся во внеурочную
работу,
- более тщательно готовить уч-ся к олимпиадам разного уровня,
- использовать новые
образовательные технологии в обучении.
- оформить сайты Мусалаева С.А.,
Алиева Д.Ю.
- постоянно работать над
повышением своего педагогического мастерства, участвуя в «Мастер-классах».
Работу МО учителей ИЯ можно признать
удовлетворительной. В 2018-2019 учебном году следует обратить внимание на
трудности и недостатки в работе МО и попытаться их исправить.
Руководитель ШМО учителей
МКОУ Кафыркумухской СОШ им. М.Р.Алхлаева Мусалаева С.А.