Рабочая программа: 11 класс.
27.09.2018
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Кафыркумухская СОШ имени Алхлаева М. А.»
Утверждаю
Завуч Кафыркумухской СОШ
__________________Абдурапова А. А.
рабочая программа
Предмет: физика
Класс 11
Профиль: базовый
Всего часов на изучение программы ___70
Количество часов в неделю __2__
Омаев Г. Ш.
учитель физики
первая квалификационная категория
2017-18 уч. год
Пояснительная записка
Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Программа составлена на основе программы: Г.Я. Мякишев. ФИЗИКА. 10-11 классы. – М: Дрофа, 2010. (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10 – 11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев. – М.: Просвещение, 2006); календарно-тематического планирования (МИОО. Преподавание физики в 2007-2008 уч. году, методическое пособие. Сайт ОМЦ ВОУО. Методическая помощь. Физика).
Учебная программа 11 класса рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.
По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 8 лабораторных работ.
Основное содержание программы
Электродинамика (продолжение)
Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индукционный генератор электрического тока.
Демонстрации
1. Магнитное взаимодействие токов.
2. Отклонение электронного пучка магнитным полем.
3. Магнитная запись звука.
4. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Лабораторные работы
1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.
2. Изучение явления электромагнитной индукции.
Колебания и волны
Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Демонстрации
1. Свободные электромагнитные колебания.
2. Осциллограмма переменного тока.
3. Генератор переменного тока.
4. Излучение и прием электромагнитных волн.
5. Отражение и преломление электромагнитных волн.
Лабораторные работы
1. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника».
Оптика
Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.
Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи.
Демонстрации
1. Интерференция света.
2. Дифракция света.
3. Получение спектра с помощью призмы.
4. Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
5. Поляризация света.
6. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
7. Оптические приборы.
Лабораторные работы
1.Измерение показателя преломления стекла.
2.Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы
3.Измерение длины световой волны
4.Оценка информационной емкости компакт-диска
Квантовая физика
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм.
Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Доза излучения.
Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Демонстрации
1. Фотоэффект.
2. Линейчатые спектры излучения.
3. Лазер.
4. Счетчик ионизирующих излучений.
Лабораторные работы
1.Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Строение Вселенной
Расстояние до Луны, Солнца и ближайших звезд. Космические исследования, их научное и экономическое значение. Природа Солнца и звезд, источники энергии. Физические характеристики звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика и место Солнечной системы в ней. Другие галактики. Представление о расширении Вселенной.
Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
· смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
· смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
· смысл физических законовклассической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
· вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
· описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
· отличатьгипотезы от научных теорий; делать выводына основе экспериментальных данных; приводить примеры,показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;
· приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
· воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оцениватьинформацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Изучение курса физики в 11 классе структурировано на основе физических теорий следующим образом: электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика, строение Вселенной. Ознакомление учащихся с разделом «Физика и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса.
Календарно-тематическое планирование
11 КЛАСС (70 часов – 2 часа в неделю)
Тема 1. Основы электродинамики (продолжение 10 класса - 11 часов)
Магнитное поле (5 часов)
№ урока | Дата- неделя | Тема урока | Элементы содержания | Домашнее задание | |
1 | 1 | Магнитное поле, его свойства. Индукция магнитного поля. | Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля. | §1. | |
2 | 1 | Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Применение закона Ампера | Вектор магнитной индукции. Правило «буравчика». | §2, упр. 1(1,2). | |
3 | 2 | Лабораторная работа №1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | Понимать смысл закона Ампера, смысл силы Ампера как физической величины. Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Ампера ( линий магнитного поля, направления тока в проводнике). Уметь применять полученные знания на практике |
| |
4 | 2 | Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. | Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Сила Лоренца. Правило «левой руки» Ускорители. | §4 | |
5 | 3 | Магнитные свойства вещества | Ознакомить учащихся с гипотезой Ампера, с температурой Кюри, с магнитными свойствами вещества, использованием ферромагнитов. | §6 | |
Тема 2. Колебания и волны (13 часов)
Механические колебания (2 часа)
12 | 6 | Свободные и вынужденные колебания, резонанс. | Представление о свободных и вынужденных колебаниях, условия возникновения резонанса. | §13,16 | ||
13 | 7 | Гармонические колебания. | Характеристики гармонических колебаний: период, частота, фаза колебаний, уравнение колебательного движения. | §14 | ||
14 | 7 | Лабораторная работа №3. «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника». |
| |||
Электромагнитные колебания (5 часов) | ||||||
15 | 8 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. | Открытие электромагнитных колебаний. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. | §17. | ||
16 | 8 | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных кол-ях. | Устройство колебательного контура. Превращение энергии в колебательном контуре. | §19 | ||
17 | 9 | Переменный электрический ток. Резонанс в электрической цепи. | Переменный ток. Получение переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения и силы для переменного тока. | §21,23 | ||
18 | 9 | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. | Генератор переменного тока. Трансформаторы. | §26 | ||
19 | 10 | Производство передача и использование электрической энергии. | Производство электроэнергии. Типы электростанций. Повышение эффективности передачи и использования электроэнергии. | §27 | ||
Механические волны (2 часа) | ||||||
20 | 10 | Волновые явления. Звуковые волны |
| §29,31 | ||
21
| 11 | Интерференция, дифракция, поляризация механических волн. |
| §33 | ||
Электромагнитные волны (4 часа)
22
| 11 | Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. | Теория Максвелла. Теория дальнодействия и близкодействия. Возникновение и распространение электромагнитного поля. Основные свойства ЭМВ | §35,39 |
23
| 12 | Изобретение радио Поповым. Принципы радиосвязи. | Устройство и принцип действия радиоприёмника А.С.Попова. Принципы радиосвязи. | §37 |
24
| 12 | Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. | Деление радиоволн. Радиовещание. Радиолокация. Развитие средств связи. | §40,41,42 |
25
| 13 | Контрольная работа №2. «Электромагнитные колебания и волны». |
|
Тема 3. Оптика (18 часов)
Световые волны (11 часов)
26
| 13 | Введение в оптику. Скорость света. Закон отражения света. | Развитие взглядов на природу света. Геометрическая и волновая оптика. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. | §44,45 |
27
| 14 | Полное отражение света. | Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение и его использование. | §47,48
|
28
| 14 | Лабораторная работа №4. «Измерение показателя преломления стекла». |
| |
29
| 15 | Линза. Построение изображения в линзе. | Виды линз. Формула тонкой линзы. Оптическая сила и фокусное расстояние линзы. Построение изображений в тонкой линзе. Увеличение линзы. | §50,51
|
30 | 15 | Лабораторная работа №5. «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». |
| |
31
| 16 | Дисперсия света. Интерференция света. | Дисперсия света. Интерференция. | §53,54 |
32 | 16 | Дифракция света. | Дифракция света. | §56,58 |
33 | 17 | Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны» Лабораторная работа №7 «Оценка информационной емкости компакт-диска» |
| |
34 | 17 | Поляризация света. | Естественный и поляризованный свет. Применение поляризованного света. | §60 |
35 | 18 | Решение задач по теме: «Оптика. Световые волны». | Оптика. Световые волны. | Повт §44-60 |
36 | 18 | Контрольная работа №3. «Оптика. Световые волны». |
|
Элементы теории относительности (2 часа)
37 | 19 | Постулаты теории относительности. Следствия из постулатов Т.О. | Постулаты теории относительности Эйнштейна и основные следствия из постулатов теории относительности. | §62,63 |
38
| 19 | Элементы релятивистской динамики. | Релятивистская динамика. Связь массы и энергии. | §64 |
Излучение и спектры (4 часа)
39
| 20 | Виды излучений. | Виды излучений и источников света. | §66 |
40
| 20 | Спектры и спектральный анализ. | Распределение энергии в спектре. Виды спектров. Спектральные аппараты. Спектральный анализ . | §67 |
41
| 21 | Лабораторная работа №5. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». |
| |
42
| 21 | Шкала электромагнитных волн. | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Виды электромагнитных излучений. | §68 |
Тема 4. Квантовая физика (12 часов)
Световые кванты (3 часа)
43
| 22 | Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. Применение фотоэффекта. | Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэлементов. | §69,70
|
44
| 22 | Фотоны. | Фотон. Энергия и импульс фотона. Гипотеза де Бройля. | §71
|
45 | 23 | Давление света. Химическое действие света. | Опыты Лебедева. Фотосинтез. | §72 |
Атомная физика ( 2 часа)
46
| 23 | Строение атома. Опыты Резерфорда. | Опыты Резерфорда. Строение атома по Резерфорду. | §74 |
47
| 24 | Квантовые постулаты Бора. | Квантовые постулаты Бора. | §75 |
Физика атомного ядра (7 часов)
48
| 24 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. | Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы. | §78 |
49
| 25 | Энергия связи атомных ядер. | Энергия связи ядра. Дефект масс. | §80 |
50 | 25 | Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. | Виды радиоактивных излучений. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. | §82,84 |
51 | 26 | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. | Принципы действия приборов для наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие нейтрона. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерной реакции. | §86, 87 |
52
| 26 | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. | Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции. Устройство и виды ядерных реакторов. Термоядерная реакция Термоядерные реакции в звездах. | §88, 89,90 |
53
| 27 | Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. | Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. | §92,94 |
54 | 27 | Контрольная работа №4. «Световые кванты. Физика атома и атомного ядра». |
|
Элементарные частицы (1час)
55 | 28 | Физика элементарных частиц. | Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Взаимные превращения элементарных частиц. | §95
|
56 | 28 | Открытие позитрона. Античастицы. | Частицы и античастицы. Аннигиляция. | §96
|
Строение Вселенной (8часов) | ||||
57 | 29 | Система Земля-Луна. | Луна – единственный спутник Земли. | §100 |
|
| Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. | Планеты, спутники планет, астероиды, кометы, метеорные потоки. | §101. |
58 | 29 | Солнце. | Источники энергии Солнца. Строение Солнца. | §102 |
59 | 30 | Основные характеристики звезд. | Звёзды и источники их энергии. | §103 |
60 | 30 | Эволюция звезд. | Рождение, жизнь, смерть звезд. | §105 |
61 | 31 | Наша Галактика. Млечный путь. | Млечный путь часть нашей Галактики. | §106 |
62 | 31 | Галактики | Виды галактик | §107 |
63 | 32 | Повторение | Механика |
|
64 | 32 | Повторение | МКТ |
|
65 | 33 | Повторение | Электричество |
|
66 | 33 | Повторение | ЭМВ |
|
Обобщающая лекция (1 час) | ||||
67 | 34 | Единая физическая картина мира. | Фундаментальные взаимодействия. Единая физическая картина мира. | Заключение. |
Резерв (3 часа)
литература
- Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Учебник для общеобразовательных учреждений. Физика. 11 класс. – М.: Просвещение, 2006.
- А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2006.
3. Рабочие программы для 7 – 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 2009.
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.