Рабочая программа по астрономии: 11 класс.
27.09.2018
Рабочая программа по астрономии
11 класс
(1 час в неделю)
Составил учитель Кафыркумухской СОШ
Омаев Г. Ш.
2017-18 уч.год
Рабочая программа составлена к линии учебников, представленной учебником «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, и имеет в своей основе требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общегообразования. Программа определяет содержание, структуру и последовательность изучения учебного материала, а также пути формирования системы знаний и способов деятельности учащихся, ориентированных на их развитие, воспитание и социализацию. Программа может быть использована в образовательных организациях различного профиля, реализующих основную образовательнуюпрограмму.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строениии эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Место предмета в учебном плане
Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов внеделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе или по одному часу в течение всего учебного года. При планировании 1 часа в неделю можно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11классе.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений.Прип ланировании наблюдений этихо бъектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и егоспутники.
5. Сатурн, его кольца испутники.
6. Солнечные пятна (наэкране).
7. Двойныезвезды.
8. Звездные скопления (Плеяды,Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатамиосвоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а такжеосознанномупостроениюиндивидуальнойобразовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
• формирование познавательной и информационной куль туры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
• формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческойцивилизации;
• формированиеумениянаходитьадекватныеспособы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебнойивнеучебнойдеятельности,проявлятьуважительноеотношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблемнауки.
Метапредметные результатыосвоения программы предполагают:
• находить проблему исследования, ставить вопросы,выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способырешения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы изаключения;
• анализировать наблюдаемые явления и объяснятьпричины ихвозникновения;
• на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента,прогнозирования;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числепроектные;
• извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ееоценивать;
• готовить сообщения и презентациис использованиемматериалов, полученных из Интернета идругих источников.
Предметные результатыизучения астрономиив средней (полной) школе представлены в содержании курсапотемам. Обеспечить достижение планируемыхрезультатовосвоения основной образовательной программы,создатьоснову для самостоятельного успешногоусвоенияобучающимисяновыхзнаний,умений,видовиспособовдеятельностидолжен системно-деятельностный подход. В соответствиисэтим подходомименноактивностьобучающихсяпризнаетсяосновойдостижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включениеучащихсявучебно-исследовательскуюипроектнуюдеятельность,которая имеет следующиеособенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин,нетольконаразвитиеихспособностей,ноинасоздание продукта, имеющего значимость длядругих;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должны быть организованы таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношенийсразнымилюдьми,умениямипереходитьотодноговида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества вколлективе;
организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
11 класс (35 ч, 1ч в неделю)
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономическихметодов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволноваяастрономия.
Предметные результатыосвоения темы позволяют:
— воспроизводитьсведенияпоисторииразвитияастрономии, ее связях с физикой иматематикой;
— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работытелескопа.
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результатыизучения данной темы позволяют:
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнеевремя);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарногостиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периодыобращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Предметные результатыосвоения данной темы позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системымира;
— воспроизводитьопределениятерминовипонятий(конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическаяединица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планетнаосноветретьего(уточненного)законаКеплера;
— описыватьособенностидвижениятелСолнечнойсистемы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечнойсистемы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
— Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результатыизучение темы позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевогооблака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды,метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия отЗемли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины ихвозникновения;
— проводитьсравнениеМеркурия,ВенерыиМарсасЗемлей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этихпланет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников иколец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительныхразличий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космическойскоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы еепредотвращения.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.Годичныйпараллаксирасстояниядозвезд.Светимость,спектр,цветитемператураразличныхклассовзвезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд.Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды —маякиВселенной.Эволюциязвездразличноймассы.
Предметные результатыосвоения темы позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модельзвезды, светимость, парсек, световойгод);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники ихэнергии;
— описыватьвнутреннеестроениеСолнцаиспособыпередачи энергии из центра кповерхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции ипятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние наЗемлю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с модельюСолнца;
— объяснять причины изменения светимости переменныхзвезд;
— описывать механизм вспышек Новых иСверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от ихмассы;
— описывать этапы формирования и эволюциизвезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черныхдыр.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверх- скопления галактик. Основы современной космологии.
«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Все- ленная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Предметные результатыизучения темы позволяют:
— объяснятьсмыслпонятий(космология,Вселенная,модельВселенной,Большойвзрыв,реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура икинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
—
|
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно моделиВселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
— формулировать законХаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимостиСверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Все- ленной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой ещенеизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
— Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органическиесоеди- нения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своемсуществовании.
Предметные результатыпозволяют:
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯСРЕДА
1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К.«Астрономия.11класс».Учебниксэлектроннымприложением.
2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия.11класс»авторовБ.А.Воронцова-Вельяминова,Е.К.Страута.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕУЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Телескоп.
2. Спектроскоп.
3. Теллурий.
4. Модель небеснойсферы.
5. Звездныйглобус.
6. Подвижная карта звездногонеба.
7. ГлобусЛуны.
8. КартаЛуны.
9. КартаВенеры.
10. КартаМарса.
11. Справочник любителяастрономии.
12. Школьный астрономический календарь (на текущий учебныйгод).
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Вселенная.
2. Солнце.
3. СтроениеСолнца.
4. Планеты земнойгруппы.
5. Луна.
6. Планеты-гиганты.
7. Малые тела Солнечнойсистемы.
8. Звезды.
9. НашаГалактика.
24 |
10.Другиегалактики
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Конструирование и установка глобусаНабокова.
2.Определение высоты гор наЛуне по способу Галилея.
3.Определение условий видимости планет в текущем учебномгоду.
4.Наблюдение солнечных пятен с помощью камеры-обскуры.
5.Изучение солнечной активности по наблюдению солнечныхпятен.
6. ОпределениетемпературыСолнцанаосновеизмерения солнечнойпостоянной.
7.Определение скорости света по наблюденияммоментов затмений спутникаЮпитера.
8.Изучение переменных звезд различноготипа.
9. Определение расстояния до удаленных объектов на ос- нове измеренияпараллакса.
10. Наблюдение метеорногопотока.
11. Исследование ячеекБенара.
12. Конструирование школьногопланетария.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВОБУЧЕНИЯ
При изучении курса осуществляется комплексный контроль знаний и умений учащихся, включающий текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения курса. Предполагается сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, письменная проверка. Кроме того, учитывается участие учащихся в дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются рефераты учащихся и результаты проектной деятельности.
Достижение предметных результатов обученияконтролируется в основном в процессе устной проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и контрольных работ,тестов,припроведениинаблюдений.Итоговаяпроверка достижения предметных результатов может быть организованаввидекомплекснойконтрольнойработыилизачета на . этом этапе проверки учащиеся защищают рефераты по изученной теме.
Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения учащимися наблюдений. При этом отслеживается: умение учащихся поставить цель наблюдения, подобрать приборы, составить план выполнения наблюдения, представить результаты работы, сделать выводы, умение пользоваться измерительными приборами, оценивать погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности, видеть возможности уменьшения погрешностей измерения. Кроме того, метапредметные результаты контролируются при подготовке учащимися сообщений,рефератов,проектовиихпрезентации.Оцениваетсяумениеработатьсинформацией,представленнойвразной форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи астрономии с другими предметами (физика, биология, химия, история идр.).
Личностные результаты обучения учащихся не подлежат количественной оценке, однако дается качественная оценка деятельности и поведения учащихся, которая может быть зафиксирована в портфолио учащегося.
Возможна разная методика выставления учащимся итоговых оценок при контроле усвоения материала определенной темы. Это может быть традиционная система оценивания, может быть использована рейтинговая система, при ко- торой отдельно выставляются баллы за ответы на уроке, за выполнение заданий и представление их, за письменные контрольные работы, за рефераты и проекты, затем эти баллы суммируются и переводятся в пятибалльную шкалу оценок.Приэтомкаждомувидудеятельностидолжнобытьприписано определенное числобаллов.
Оценка ответов учащихся
Количественные отметки за уровень освоения курса, предмета выставляются в соответствии с бальной системой оценивания: «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо и «5» - отлично.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5»ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.