Памятка пишущему сочинение
21.01.2019
Памятка
пишущему сочинение
1. Нельзя писать сочинение по произведению, которое вы не читали. Ваше незнание
всегда будет заметно преподавателю, и вы рискуете получить замечание типа «Тема
не понята и не раскрыта», или «Работа носит поверхностный характер», или
неудовлетворительную оценку по литературе.
2. Знаете ли вы исторический и литературный фон создания произведения, его
историю, основные факты жизни писателя (особенно те, когда было написано
произведение)?
3. Понятен ли смысл названия и можете ли вы объяснить его? А тему и идею?
4. Какие основные проблемы поставил автор? ( «ума» - «Горе от ума», истинного и
ложного патриотизма – «Война и мир», счастья, положительного героя, «лишнего
человека» и др.)
5. Можете ли вы пересказать сюжет и выделить в нем основные части конфликта?
Какой характер носит конфликт? (идеологический – в «Преступлении и наказании»,
социальный – в «Грозе», психологический – в рассказе «После бала»).
6. В чем, по-вашему, особенности композиции? Назовите ее основные части и
эпизоды, им соответствующие.
7. Понятна ли вам система персонажей в произведении и то, как герои соотносятся
между собой? (антиподы – Штольц и Обломов, сопоставление – князь Андрей и
Пьер).
8. Понятна ли авторская позиция? С помощью каких художественных приемов
(интерьер, пейзаж, сны, монологи, художественные детали, лирические отступления
и др.) можно выявить ее?
9. Сумеете ли вы отметить основные черты стиля данного писателя (лаконизм,
внимание к мелочам и др.)?
10. Внимательно изучите каждое слово темы. Возможно, здесь есть зацепка для
вступления или другой части работы. Тему-повествование измените на тему-вопрос.
Например, тема – «Образ Чацкого».
а) Какими художественными приемами Грибоедов создал образ Чацкого?
б) Чем близок Чацкий нашему времени? и т.п.
Это и будет основная мысль вашей работы.
11. Напишите план
а) Вступление (озаглавьте его!): историческое, биографическое,
сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное.
б) Основная часть (озаглавьте ее) - аргументы, основанные на анализе текста и
знании литературоведческого материала.
в) Заключение (озаглавьте его!).
Здесь не должно быть высказываний критиков как завершение работы. Подведите
итог своим рассуждениям: что увидели? отметили? в чем значение, актуальность, ценность
образов, произведения для истории литературы?
12. Не занимайтесь пересказом: это не изложение. Не перегружайте сочинение
цитатами, особенно стихотворными. Достоинство цитаты – краткость и уместность.
В то же время работа без цитат заставит усомниться в знании вами текста.
13. Части работы должны быть соразмерны, логически связаны и последовательны.
Помните о роли абзацев.
14. Не «перехваливайте» классиков: «гениальный», «великий национальный» и т.п.
Избегайте речевых штампов и повторов.
__________________